Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГЭ У

ГЭ У. «Выверение вещей» («постижение вещей», «изучение объектов», «классификация предметов») – основополагающий термин китайской гносеопраксиологии, одно из 8 «основоположений» (тяо му) первой книги конфуцианского Четверокнижия Да сюэ (5–3 вв. до н.э.), т.е. гл. 42/39 Ли цзи, связанное прежде всего со следующим «основоположением» – «чжи чжи»: «доведения знания до конца (чжи чжи) состоит в выверении вещей». Древнейший комментатор текста Чжэн Сюань (127–200) определил «гэ» как «привлечение» (лай), подразумевая адекватную реакцию «вещей», уподобленных им «делам» (ши3), т.е. всех объективных явлений, на правильное знание. С превращенным в неоконфуцианстве Да сюэ в самостоятельное произведение, первое в Четверокнижии, особое значение приобрел и термин «гэ у». Чэн И (1033–1107) интерпретировал его с помощью тезиса «Чжоу и» об «истощающем [исследовании] принципов» (цюн ли). Чжу Си (1130–1200) развил и канонизировал эту интерпретацию. Воспользовавшись определением «гэ» как «достижения» (чжи9) в каноническом словаре Эр я (Приближение к классике, 3–2 в. до н.э.), он отождествил гэ у с постижением заключенных в «делах и вещах» принципов (ли). Его главный оппонент в неоконфуцианстве Ван Янмин (1472–1529) предложил понимать «гэ» как «выправление» (чжэн), имея в виду правильное отношение к «вещам» (у), которые в свою очередь сводились к делам (ши3), а те – прежде всего помыслам, заключенным в «собственном сердце» (шэнь синь) и направленным на «усовершенствование своей личности» (сю шэнь).

Также по теме:
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В ходе начавшегося в 17 в. развития критики как чжусианства, так и янминизма на первый план выдвинулось истолкование гэ у в качестве практического отношения к вещам, по выражению Янь Юаня (1635–1704), их «выверения руками» (шоу гэ ци у). В конце 19 в. этим термином стали обозначаться западные естественные науки, в современном языке он имеет значение «естествознание, природоведение».

Также по теме:
Философия

Литература:

Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Здоровье и медицина

Пройти тест

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Государственные флаги

Пройти тест

Физика

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет