Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГРИН, ТОМАС ХИЛЛ

ГРИН, ТОМАС ХИЛЛ (Green, Thomas Hill) (1836–1882), английский философ, представитель неогегельянства. Родился 7 апреля 1836 в Бёркине (графство Йоркшир). Сын англиканского священника. Получил образование в Рагби и в Бейллиол-колледже Оксфордского университета, в котором впоследствии состоял научным сотрудником и наставником (с 1860 по 1878). В 1878 был избран профессором моральной философии и занимал этот пост до своей преждевременной смерти в Оксфорде 26 марта 1882. Грин являлся самым влиятельным преподавателем в Оксфорде, а возможно и во всей Англии, в последней четверти 19 в.

Также по теме:
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ

Благодаря Грину эмпиризм Юма и Милля и натурализм Спенсера уступил место интересу к абсолютному идеализму, основанному на идеях Канта и Гегеля. Согласно Юму, как сознание, так и природа, поскольку они познаваемы человеческим разумом, состоят из ряда изолированных ощущений и образов. По Спенсеру, сознание является побочным продуктом эволюции тела. Грин выступил с критикой и той и другой позиции, утверждая в кантианской манере, что природа (в том виде, как мы ее знаем) предполагает четко упорядоченные пространственные, временные и логические отношения и источником таких отношений может быть только человеческий разум. Таким образом, разум, вовсе не являясь побочным продуктом природы, выступает ее источником и устроителем, и постижение мира происходит, когда человек следует отвечающему на его вопросы разумному началу, или «духовному принципу в природе». Природа есть откровение Божьего разумения, всегда частичное, однако развивающееся.

Эта философия лежит в основе этики и политической теории Грина. Благая жизнь состоит в осуществлении человеческих потенций, возвращении к истинному Я, ориентированному не на потребности сегодняшнего дня, но на стремление к тем благам, которые разум одобряет в силу их достоинства и непреходящей значимости. Основанием политического обязательства является, по Грину, понятие «общей воли». Наши обязательства перед государством основаны на том, что государство служит средством осуществления общего блага. Наши права в отношении других людей основаны на том, что только признание этих прав может помочь в достижении целей, которые ставятся и нами, и другими людьми. Среди наиболее важных трудов Грина – опубликованные посмертно Пролегомены к этике (Prolegomena to Ethics, 1883) и Лекции о принципах политического обязательства (Lectures on the Principles of Political Obligation, 1901). См. также ИДЕАЛИЗМ.

ТОМАС ХИЛЛ ГРИН. Bentham Project, University College London

Также по теме:
Философия

Литература:

Дебольский Н.Г. Грин как метафизик. – В кн.: Новые идеи в философии, сб. 17. СПб, 1914

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Астрономия

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Знаменитые речи

Пройти тест

История в фактах

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет