ЛАФФИТ, ПЬЕР
ЛАФФИТ, ПЬЕР (Laffitte, Pierre) (1823–1893), французский философ-позитивист, друг и последователь Конта. Родился 21 февраля 1823 в Беге в семье ремесленника. Учился в Бордо, вначале в частном заведении, затем в лицее. В 1839 приехал в Париж и поступил в лицей Карла Великого, где в 1840 был удостоен второй премии по философии. В 1841 заинтересовался позитивной философией, а в 1844 познакомился с Контом и под его влиянием занялся энциклопедическим изучением наук, причем начал с математики. Будучи по характеру человеком очень независимым, Лаффит добывал средства к существованию частными уроками математики, избегая какой-либо официальной государственной службы. После смерти Конта (1857) стал одним из его душеприказчиков и возглавил позитивистское общество (Société positiviste). В отличие от других последователей Конта, например Литтре, который был сторонником позитивизма в его первоначальном варианте и критиковал концепцию «религии человечества» и другие поздние взгляды Конта, Лаффит почти полностью принял основные идеи Конта и сосредоточил свои усилия на их разъяснении и систематизации. В позитивизме его интересовали прежде всего история, история наук и философия. С 1858 Лаффит вел «Философский курс по всеобщей истории человечества» («Cours philosophique sur l'histoire générale de l'humanité»), где применял абстрактные принципы, разработанные Контом, к исследованию великих цивилизаций и великих человеческих типов. Лекции эти он читал и в квартире Конта, и в других местах, в том числе в Коллеж де Франс. Из данного курса выросла впоследствии работа Великие типы человечества (Grands types de l'Humanité, v. I – 1875, v. II –1877). В 1878 Лаффит основал журнал «Revue occidentale», выходивший раз в два месяца. С 1880 по 1886, в согласии с проектом Конта, Лаффит разработал и опубликовал в своем журнале полный курс теоретической и практической этики. Он полагал, что в основе этики как таковой лежит идея системы, или социального организма; при этом теоретическая этика базируется на научной концепции человеческой природы, а практическая мораль, ключевым понятием которой является долг, подчиняет жизнь индивида службе семье, родине, человечеству.
В Курсе лекций по первой философии (Cours de philosophie première, 2 v., 1889–1890) Лаффит изложил позитивную теорию рассудка и учение об универсальных законах мира, исходя из идеи о том, что не существует абсолютного разделения и различия между законами мира и рассудка, между неживой и живой природой. В 1892 был назначен профессором на только что созданную в Коллеж де Франс кафедру общей истории наук и рассматривал в курсах лекций общие законы развития научных теорий, от математики до социологии и этики, в соответствии с классификацией наук, предложенной Контом. С этой точки зрения, система наук выстраивалась следующим образом: 1) первая философия, включающая в себя теорию разума и теорию универсальных законов, действующих в мире; 2) вторая философия, объединяющая абстрактные науки (математику, астрономию, физику, химию, психологию, социологию, этику); 3) теория земли (геология, метеорология, теория растений, животных и др.), теория государства (национальностей, рас и индивидов) и теория промышленности, или воздействия человечества на планету. Философия, по мнению Лаффита, всегда дает только относительную истину, а потому человечество – вследствие ограниченности знания – всегда будет стремиться дополнить его продуктами творчества, поэзией, всегда будет создавать идеалы. Из непреодолимой неполноты человеческого знания он делал вывод о значении религиозных взглядов Конта, защищая своего учителя от обвинений в «теологизме», выдвигавшихся Литтре и др.; в качестве аргумента приводил то, что Конт не допускал вмешательства в человеческую жизнь сверхъестественных сил.
В политических воззрениях Лаффит также был близок к Конту. Так, в брошюре Французская революция (Révolution francaise, 1880) он оправдывал революцию и поддерживал предложение Конта считать 1789 началом новой эры. Основную социальную задачу своего времени он усматривал в объединении пролетариата и участии его в социальной политике, а во внешнеполитической деятельности призывал придерживаться принципов антиколониализма и пацифизма. Лаффит высказывал пожелание, чтобы Париж стал религиозной метрополией мира и чествовал память всех героев, о которых шла речь в его книге Великие типы человечества. Он оказал большое влияние на основателей Третьей Республики, в особенности после смерти Литтре (1880).
Среди других трудов Лаффита – Лекции по космографии (Leçons de cosmographie, 1853); Общие размышления о китайской цивилизации (Considérations générales sur l'ensemble de la civilisation chinoise, 1861); Философские размышления о Моисее и о еврейской цивилизации в целом (Considérations philosophiques sur Moïse et sur l'ensemble de la civilisation juive, 1863); Позитивизм и политическая экономия (Le positivisme et l'économie politique, 1867); Вторая философия. Космология (Philosophie seconde. Cosmologie, 1874–1875); О позитивной морали (De la morale positive, 1880); «Фауст» Гёте (Le «Faust» de Goethe, 1899).
Умер Лаффит в Париже 4 января 1893.
Ирина Блауберг
Ответь на вопросы викторины «Философия»