Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЛЯН НЭН

ЛЯН НЭН, благомочие (врожденная, интуитивная способность, нравственный инстинкт) – термин китайской философии, главным образом конфуцианства, выражающий идею априорного стремления к добру исконно благой человеческой природы. Впервые встречается у Мэн Кэ (Мэн-цзы) в сочетании с парным термином «лян чжи» («благосмыслие»): «То, на что человек способен (нэн) без научения (сюэ), это его благомочие; то, что [он] знает (чжи) без рассуждения (люй), это его благосмыслие» (Мэн-цзы, VII А, 15).

Также по теме:
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В рамках выдвинутой Мэн Кэ концепции исконно благой человеческой природы термин «лян нэн» обозначал ее исходные поведенческие импульсы вроде стремления ребенка к матери. Однако здесь не было проведено различие между чисто человеческой формой поведения и животным инстинктом, «врожденной способностью» (бэнь нэн), что явствует из стандартного определения «лян» в комментарии Чжу Си как «врожденной доброты» (бэнь жань чжи шань).

Впоследствии неоконфуцианцы взялись за выявление духовной сущности лян нэн. Стоявший у истоков этого движения Чжан Цзай утверждал, что «дух (шэнь) и трансформация – это небесное благомочие» (Чжэн мэн, гл. 4), которое вместе с благосмыслием пронизывает и одухотворяет «мутную материю» чувственных образов (там же, гл. 17).

Эта тенденция идентифицировать лян нэн с высшими морально-психическими и духовно-интеллектуальными функциями, связанная с возможностью понимать данный термин в смысле «высшая благодатная способность», свое максимальное развитие получила в учении Ван Янмина, синтезировавшего лян нэн с лян чжи в концепции «доведения благосмыслия до конца» (чжи лян чжи).

В современном языке «лян нэн» обозначает инстинкт.

Также по теме:
Философия

Литература:

Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Астрономия

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест

Государственные флаги

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет