ПАРМЕНИД
ПАРМЕНИД из Элеи (кон. 6 – нач. 5 в. до н.э.) – древнегреческий философ, основатель Элейской школы. Автор философской поэмы О природе, сохранившейся фрагментарно, в которой он впервые в истории европейской философии сделал предметом рефлексии понятие «бытия». Поэма состоит из трех частей. В первой части, вступлении, описано восхождение автора на колеснице ко «вратам дня и ночи», где богиня Правды Дике возвещает ему «путь истины и мнения смертных», составляющие соответственно вторую и третью части поэмы. Таким образом, содержание поэмы представляет собой речь богини, которую юный автор, посвященный в истинное знание, лишь пересказывает, но не «сочиняет» от себя.
Путь истины выражается в том, что бытие (реальность в целом) не может не быть, т.к. небытия нет. То, чего нет, нельзя помыслить. Отсюда следует, что мы всегда имеем дело с какой-либо реальностью, т.к. то, чего нет, не может стать даже и предметом нашей мысли. Парменид делает логические выводы из тезиса о том, что небытия нет. Тогда в мире нет места, где не было бы реальности (бытия). Реальность вечна (она не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто), едина, однородна, неделима (т.к. нет небытия которое могло бы ее разделить), неподвижна. Вместе с тем бытие есть нечто завершенное, по Пармениду, оно может быть уподоблено шару.
В третьей части поэмы Парменид переходит к критическому описанию «мнений» – того, каким мир кажется человеку. Люди признают равноправные противоположные начала Свет и Ночь (тьму). Наряду с бытием, словом ошибочно придают небытию видимость реальности. (Тьма нереальна сама по себе и есть лишь отсутствие света). Парменид явился основателем рационализма, он первым стал принципиально различать подлинную реальность, постигаемую только мыслью («мыслить и быть – одно и то же»), – и видимость, данную в чувственных впечатлениях. Учение Парменида оказало большое влияние на развитие последующей античной философии (прежде всего, на Платона).
Мария Солопова
Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980
Фрагменты ранних греческих философов, ч.1. М., 1989
Ответь на вопросы викторины «Философия»