Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ПОСИДОНИЙ

ПОСИДОНИЙ (ок. 135 до н.э. – ок. 50 до н.э.) – греческий философ-стоик. Крупнейший представитель школы периода Средней Стои, когда стоицизм был дополнен некоторыми элементами платонического учения о душе. Сочинения не сохранились.

Также по теме:
ПАНЕТИЙ
ПАНЕТИЙ

Был энциклопедически разносторонним автором, писавшим сочинения по физике, астрономии, мантике, теологии, психологии, этике, истории. Интерес Посидония к естественнонаучным дисциплинам (геология, ботаника, зоология, этнография) сближает его с представителями Перипатетической школы.

Разделял традиционную школьную догматику в учении о космосе: космос – живое разумное существо, шарообразное, включающее небо, землю и все, что в них находится; бог как разумная сущность пронизывает весь космос целиком и полностью; в конце мирового цикла космос обновится в мировом пожаре, разумные души после смерти сохраняются очень долгое время, но они не бессмертны, т.к. уничтожаются в мировом пожаре. Космос проникнут мировой симпатией, и все его части связаны между собой узами пневмы, благодаря которой чувствуют все действия, происходящие в мировом целом. На учении о мировой симпатии основано теоретическое обоснование мантического искусства.

Также по теме:
ПЛАТОН
ПЛАТОН

Нововведением Посидония в учении о душе стало признание (вслед за Панетием) самостоятельной неразумной части души, которую Посидоний подразделял на пылкую и вожделеющую части (согласно Платону). Поэтому в душе имеются три основные способности: к наслаждению (вожделеющая часть), господству (пылкая) и нравственной красоте (разумная). Главная задача этики – нравственное воспитание на началах разума. Вместо развиваемого в древней Стое идеала мудреца как обладателя всех добродетелей, Посидоний переносит акцент на понятие «продвигающегося» к добродетели, для которого воспитание тождественно обретению четырех традиционных добродетелей (рассудительность, мужество, справедливость, воздержанность) с особым вниманием к «великодушию».

В занятиях историей и этнографией Посидоний, вслед за Полибием и Панетием, подчеркивал историческую миссию Рима, связывая с ней надежды на нравственное возрождение человечества. Посидоний повлиял на всю последующую философию периода Римской империи рубежа столетий, в особенности на Цицерона и Сенеку.

См. также АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Мария Солопова

Также по теме:
Философия

Литература:

Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Псевдонимы...

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Короли

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет