Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

СЕАЙ, ГАБРИЭЛЬ

СЕАЙ, ГАБРИЭЛЬ (Séaille, Gabriel) (1852–1922), французский философ. Родился в Париже 27 июня 1852. Учился в лицее Святого Людовика, в 1872 поступил в Высший педагогический институт, в 1875 получил диплом агреже философии. Был профессором философии в Лавале и Бресте. Преподавал и в Париже, в лицеях Карла Великого и Генриха IV. В 1883 защитил докторскую диссертацию на тему Опыт о гении в искусстве (Essai sur le génie dans l'art); эта работа была удостоена премии Академии юридических и политических наук. В 1886 стал лектором-магистром в Сорбонне, где в соавторстве с Полем Жане написал учебник История философии. Проблемы и школы (Histoire de la philosophie. Les problèmes et les écoles, 1887), а в 1898 сменил Жане на кафедре философии. Сотрудничал в журнале «Revue philosophique», издававшемся Т.Рибо, где, в частности, опубликовал статьи Эстетика Гартмана (L'esthétique de Hartmann, 1877), Наука и красота (La science et la beauté, 1879), Психологические методы и экспериментальная психология (Les méthodes psychologiques et la psychologie expérimentale, 1882). Сеай проявил себя и на общественно-политическом поприще. Так, во время дела Дрейфуса выступал в его защиту, стал одним из основателей Лиги прав человека, способствовал учреждению народных университетов.

Также по теме:
ЖАНЕ, ПОЛЬ
ЖАНЕ, ПОЛЬ

Главная философская работа Сеайя, написанная под влиянием Ренувье и Равессона, выдержана в духе рационализма и романтизма. С его точки зрения, между субъектом и объектом познания нет резкого различия, иначе само познание было бы невозможно. Дух есть обобщение и продолжение жизни природы, свидетельство расцвета жизни. Отсюда следует, что они подчинены одним законам, стремятся к одной цели – единству, преобразованию многообразия чувственных впечатлений в гармонию, в космос. В жизни господствуют гармония и порядок, мир организован, и дело философии – объяснить его. В основе метафизики лежит живая и самопроизвольная деятельность духа, проникнутого стремлением к гармонии и совершенству, и интуиция совершенного мирового целого предшествует аналитическому познанию. Каждому человеку в определенной степени присущ т.н. гений жизни, который, повинуясь стремлению к гармонии, все организует в целях единства. Открывая законы, выдвигая гипотезы, определяя новые способы мышления, гений объединяет общие идеи в некую связную систему и в этом процессе постепенно восходит к порядку и основам жизни. Дух утверждает и раскрывает себя в единстве и тождестве, организуя свои внутренние состояния через упорядочение мира идей; поэтому в конечном счете чистый или теоретический разум, по Сеайю, есть лишь форма практического разума. В познании исходной является необходимость жить. Достоверность же есть само состояние духа, обладающего истиной и чуждого сомнений, испытывающего радость, удовлетворение; следовательно, достоверность по сути так же бессознательна, как стремление к жизни.

Но как примирить с представлениями о гармонии, лежащей в основе жизни, данные опыта, свидетельствующие, напротив, о дисгармонии и противостоянии различных сил, о борьбе? С точки зрения Сеайя, в общем жизненном процессе, где ведущей линией является прогресс, зло имеет только условное, подчиненное значение, оно важно тем, что позволяет сильнее почувствовать добро. Страдание побуждает человека действовать, стремиться к совершенству. В этом Сеай видит разрешение противоречия между пессимизмом и оптимизмом. Важную роль здесь играет и идея долга, повелевающая содействовать торжеству добра. Через идеи прогресса и долга творческий, организаторский гений познания подчиняет зло, дисгармонию высшей цели универсума.

Также по теме:
ДРЕЙФУСА ДЕЛО
ДРЕЙФУСА ДЕЛО

Среди трудов Сеайя – Эрнест Ренан, опыт психологической биографии (Ernest Renan, essai de biographie psychologique, 1894); Философия Шарля Ренувье (La philosophie de Charles Renouvier, 1905); Леонардо да Винчи, художник и ученый. Опыт психологической биографии (Léonard da Vinci, l'artiste et le savant, essai de biographie psychologique, 1912); Философия Жюля Лашелье (La philosophie de Jules Lachelier, 1920); Философия труда (La philosophie de travail, 1923); Ватто. Критическая биография (Watteau. Biographie critique, 1940).

Умер Сеай в Барбизоне 18 сентября 1922.

Также по теме:
РЕНУВЬЕ, ШАРЛЬ БЕРНАР
РЕНУВЬЕ, ШАРЛЬ БЕРНАР

Ирина Блауберг

Также по теме:
РАВЕССОН-МОЛЬЕН, ЖАН ГАСПАР ФЕЛИКСПРАВА ЧЕЛОВЕКАФилософия

Литература:

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Физика

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Древний мир

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет