Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

СПЕВСИПП

СПЕВСИПП АФИНСКИЙ (408–339 до н.э.) – греческий философ, последователь Платона (и его племянник), возглавивший Академию после смерти Платона в 347. Был автором трактатов и диалогов, ныне известных только по отрывочным фрагментам. Предметом особого внимания Спевсиппа как ученого были логика и диалектика, математика, биология, зоология.

Также по теме:
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

При Спевсиппе платоновское учение было систематизировано и догматизировано благодаря использованию пифагорейской терминологии, претерпев при этом существенные коррективы: Спевсипп заменил платоновские идеи числами, которые понимал как самостоятельные, т.е. отделенные от чувственных вещей, математические сущности. Начало всех чисел – сверхсущее единое, которое, по Спевсиппу, следует отличать от блага и бога (в то время как все эти три понятия у Платона были отнесены к первоначалу). От единого и принципа множественности («двоицы») порождается бытие, т.е. числа. Демиурга из платоновского Тимея Спевсипп понимал как бога и ум, а образец-парадигму, на которую тот взирал при сотворении космоса – как декаду, в которой, согласно пифагорейскому учению, заключена сила всех начальных чисел. В этике Спевсипп благом считал отсутствие зла и душевной сумятицы, – в такой характеристике нравственного идеала «через отрицание зла» он близок последующим идеям эллинистического эпикуреизма и скептицизма.

Также по теме:
ПИФАГОРЕИЗМ
ПИФАГОРЕИЗМ

Мария Солопова

Также по теме:
Философия

Литература:

Лосев А.Ф. История античной эстетики, т. 3. М., 1975
Шичалин Ю.А. История античного платонизма (в институциональном аспекте). М., 2000

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Короли

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест

Спорт

Пройти тест

Философия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет