Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЦЗИ-СЯ

Также по теме:
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ЦЗИ-СЯ. «Дворец наук (ученый двор) у [западных ворот] Цзи» (Цзи ся сюэ гун) – древнейшая в Китае научно-философская академия, созданная правителями государства Ци и действовавшая более столетия (возможно, до 150 лет) со второй четверти 4 в. до н.э. в Линьцзы, столице государства Ци (совр. г.Цзыбо провинции Шаньдун). Название академии связано с её местоположением в городе. В деятельности Цзи-ся принимали участие сотни и даже тысячи представителей всех основных философских школ (за исключением чистых моистов) – конфуцианства, даоизма, легизма, мин-цзя, инь-ян цзя (Мэн-цзы и Сюнь-цзы, Тянь Пянь и Хуань Юань, Шэнь Дао, Сун Цзянь, Инь Вэнь, Тянь Ба и Эр Шо, Цзоу Янь и Цзоу Ши). По сообщению Сыма Цяня (Ши цзи, гл. 46), 76 виднейших из них правитель Сюань-ван (342–324) назначил старшими сановниками (шан-да-фу). Обсуждавшаяся в Цзи-ся проблематика отражена главным образом в энциклопедическом трактате Гуань-цзы (4–3 вв. до н.э.), а также Янь-цзы чунь цю (Весны и осени Янь-цзы, 3–2 вв. до н.э.), Сыма фа (Законы Сыма, 4 в. до н.э., см. БИН ЦЗЯ) и других. В условиях официально поощряемой дискуссии в Цзи-ся уточнялись теоретические позиции и рождались первые формы синтеза основных идейных направлений китайской философии. В итоге сложилось и собственно «учение Цзи-ся», отмеченное общей даосской ориентацией. Его крупнейшими представителями считаются Сун Цзянь и Инь Вэнь (4 в. до н.э.), привнесшие в даосизм специфический для созданной ими школы интерес к гносео-психологической проблематике, что отражено в гл. 36–38 и 49 Гуань-цзы: Синь шу (Искусство сердца), Бай шу (Чистое сердце) и Нэй е (Внутренняя деятельность).

Также по теме:
Философия

Литература:

Го Мо-жо. Бронзовый век. М., 1959
Го Мо-жо. Философы древнего Китая. М., 1961
Древнекитайская философия, т. 1. М., 1972
Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы. М., 1994
Ян Хиншун. Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1994
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи), т. 7. М., 1996

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Физика

Пройти тест

Древний мир

Пройти тест

Неизвестные подробности

Пройти тест

Архитектурные сооружения

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет