Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЦЗИН ВЭЙ

ЦЗИН ВЭЙ. Буквально «основа и уток». Понятие китайской философии и культуры, выражающее идею геометрико-текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно-вертикальных (цзин1) и поперечно-горизонтальных (вэй3) линий. Узкое значение «цзин вэй» – «каноны и апокрифы». «Корень дао – только гуманность и должная справедливость. Пятиканоние – его основа, прочие книги – уток» (Сюнь Юэ, 2 в.), – связано с понятием «знаков/письменности/культуры» (вэнь) как начала, посредством которого на человеческое общество переносится упорядочивающая общекосмическая структура: «Представление Поднебесной в линиях основы и утка называется вэнь» (Цзо чжуань, 5–2 вв. до н.э.).

Также по теме:
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Корреспондирующий с универсальной мировоззренческой метафорой «ткани бытия» (см. ЦЗИ-ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ) исходный смысл словосочетания «цзин вэй» – ткацкоделательный: «цзин1» означает нити основы ткани, на которые накладываются, пересекая их, нити утка (вэй3). Производство ткани (сети) в китайской культуре, как и во многих других, ассоциировалось с созданием письмен и текстов (ср. латинское textus – «сплетение», «ткань»); в частности, китайская традиция возводила возникновение иероглифической письменности к так называемому узелковому письму. В коррелятивной символике традиционной китайской философии и науки (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ) направление цзин1 соотносится с Небом (тянь) и последовательностью нечетных («небесных») чисел, а вэй3 – с Землей и последовательностью четных («земных») чисел. Как и у пифагорейцев в античной Греции, исходным нечетным числом считалось 3, четным – 2.

Ассоциация с Небом как главенствующим началом выделила из пары цзин вэй первый член (цзин1). Он стал обозначением главного форманта культуросозидающей деятельности – писаного «канона», а ассоциативная связь с Небом как символическим эквивалентом числа 3 обусловила представление о троичности «канона», которая в двухмерной развертке дает девятиклеточный квадрат. С помощью категории «канон» (цзин1) описывалась и общекосмическая девятеричность: «Соединение и гармония Неба и Земли есть великий канон жизни... Небо имеет девять просторов, земля имеет девять областей» (Люй-ши чунь цю, 3 в. до н.э.).

Представление о квадратной девятиклеточной структуре пространства нашло выражение в утопической концепции «колодезных полей» (цзин тянь): «колодцем» (цзин6) называлась идеальная административно-производственная единица, территориальной основой которой якобы была система из девяти квадратных полей, взаиморасположение которых непосредственно изображает данный иероглиф: = . «Колодец» рассматривался как основание универсальной квадратно-девятеричной структуры, делящей пространство от уровня сельской общины до уровня всей земной поверхности, состоящей из девяти материков (Мэн-цзы, 4–3 вв. до н.э.; Чжоу ли, 5–2 вв. до н.э., Цзоу Янь, 4–3 вв. до н.э.). Возможно, пути семантической эволюции иероглифов «цзин1» («основа», «канон») и «цзин6» («колодец») были параллельны: от обозначения продольно-поперечных движений в ткачестве и запашке земли к обозначению нормативной квадратно-девятиклеточной структуры. Такая «колодезно-каноническая» структура лежит в основе универсальной общеметодологической классификационной схемы – системы триграмм и гексаграмм (см. ГУА): схематической моделью триграмм является девятиклеточный квадрат: , и т.д.

В традиционной науке универсальная сеть цзин вэй строго ориентирована по сторонам света: «[Продольные линии] основы имеют [направления] на юг и север, [поперечные линии] утка имеют [направления] на запад и восток» (Ян Сюн, 53 до н.э. – 18 н.э.). Развивший подобные взгляды последователь Ян Сюна выдающийся ученый Чжан Хэн (78–139) стал родоначальником количественной картографии, основанной соответственно на прямоугольной сетке координат.

Представление о цзин вэй как упорядочивающей «сети» отразилось в теории китайской медицины. Термин «цзин1» имеет в ней значение «меридиан, главный канал» и относится к 12 основным парафизиологическим «руслам», по которым осуществляется суточная циркуляция «пневмы» (ци1) в организме. Аналогия с цзин вэй просматривается в названии системы главных и второстепенных «каналов» – «энергетического каркаса» организма: «цзин ло» («меридианы и коллатерали»).

Также по теме:
Философия

Литература:

Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Философия

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Математика

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет