Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ

Также по теме:
КОНФУЦИАНСТВО
КОНФУЦИАНСТВО
Также по теме:
КОНФУЦИЙ
КОНФУЦИЙ

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ. «Благородный муж», «совершенный муж»; исходное значение – «дитя правителя». Синонимы – «великий человек» (да жэнь), «гуманный человек» (жэнь жэнь). Норматив конфуцианской личности, впервые представленный в Лунь юе, носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Противопоставляется «ничтожному человеку», «маленькому человеку» (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации («орудийности» – ци2) и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция понятие «цзюнь цзы» соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов («благородный муж»); впоследствии оно приобретает более общий характер («совершенный муж»). В иерархии человеческих существ цзюнь цзы стоит ниже «совершенномудрого» (шэн1), но так же своей «благодатью/добродетелью» (дэ1) способен воздействовать на «маленьких людей», как ветер – на траву. Его важнейшее качество – «неорудийность» (бу ци), т.е., с одной стороны, духовно-нравствственная и поведенческая автономия, с другой – приверженность дао, а не предметным реалиям (ци2). Наделенный «знанием предопределения (мин1)», цзюнь цзы стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве дао в Поднебесной и «сокрытость», удаление от дел – при отсутствии дао.

Также по теме:
Философия

Литература:

Конфуцианство в Китае. М., 1982
Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983
Личность в традиционном Китае. М., 1992
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Астрономия

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Короли

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет