Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ВЕЛЛАНСКИЙ, ДАНИЛО МИХАЙЛОВИЧ

ВЕЛЛАНСКИЙ, ДАНИЛО МИХАЙЛОВИЧ (1774–1847) (настоящая фамилия – Кавунник), русский философ. Родился в г.Борзне Черниговской губернии 11 декабря 1774. Окончил Киевскую духовную академию, а затем – Петербургскую медико-хирургическую академию. В 1802 отправился в Германию для дальнейшего обучения естественным и медицинским наукам. Огромное впечатление на него произвели лекции Ф.Шеллинга по натурфилософии. В Россию он возвращается убежденным шеллингианцем. Защищает докторскую диссертацию О преобразовании теории медицины и физики с помощью натуральной философии (на латинском языке, 1808). Первым шеллингианским сочинением в России является работа Велланского Пролюзия к медицине как основательной науке (1805), где излагаются основные принципы натурфилософии Шеллинга. Умер Велланский в Петербурге 15 марта 1847.

Также по теме:
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Платонический элемент в шеллингианстве был также воспринят русским ученым: «В конце 18 и в начале 19 века взошло солнце на горизонте ученого мира, когда Фридрих Шеллинг востановил падшую философию Платона и дал ей величественную, блистательную форму». Платонизм играл существенную роль и в натурфилософских построениях самого Велланского. Он признавал «абсолютную сущность мира» («идеальный дух»), раскрывающуюся в многообразии явлений действительности и определяющую закономерность связей и отношений этих природных явлений («общее в природе существует не только как идея как таковая, но и как связь вещей, как их закон»). В познании, по Велланскому, решающая роль принадлежит интеллектуальной интуиции, которая во всех отношениях превосходит чувственные наблюдения и эмпирический опыт. Причем Велланский, критически оценивая эмпиризм, имел ввиду именно научное познание и прежде всего познание мира органической природы. Он утверждал, что в исследовании «физиологических предметов» «никакие опыты не доставляют действительного пособия». Необходимо стремиться к постижению универсального единства мира и на этом пути опираться на разум и интеллектуальную интуицию. В истолковании природных процессов Велланский широко использовал принцип подобия, обнаруживая, например, «сродство» в строении физиологических систем различных живых организмов и даже в жизнедеятельности животных и движении планет. Философия, по Велланскому, является «наукой ума», и ее задача состоит в объяснении «сущности всеобщей жизни».

См. также РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

 

Также по теме:
Философия

Литература:

Велланский Д.М. Пролюзия к медицине как основательной науке. СПб, 1805
Велланский Д.М. Основное начертание общей и частной физиологии, или физики органического мира. СПб, 1836
Философия Шеллинга в России. СПб, 1998

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Спорт

Пройти тест

Знаменитые речи

Пройти тест

Наше кино

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет