Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЯНЬ ЮАНЬ

ЯНЬ ЮАНЬ, Ичжи, Хуньжань, прозвище Сичжай, китайский философ и ученый, вместе со своим учеником Ли Гуном (1659–1733) основавший «школу Янь.[Юаня] – Ли [Гуна]» (Янь Ли [сюэ] пай). Родился 27 апреля 1635 в селе Люцунь (пров. Чжили, совр. пров. Хэбэй). Его отец Янь Чан (1617–1672), став приемным сыном мелкого чиновника Чжу Цзюцзо, принял фамилию Чжу, которую унаследовал и Янь Юань, именовавшийся Чжу Банляном до 1673, когда умер Чжу Цзюцзо. Сам Янь Юань воспитывался приемным дедом, поскольку его отец в 1638 был насильно уведен маньчжурскими войсками в Маньчжурию, откуда уже не возвратился на родину.

Также по теме:
ДАОСИЗМ
ДАОСИЗМ

В 1649, в четырнадцать лет, Янь Юань женился на пятнадцатилетней девушке, но первоначально воздерживался от брачных отношений, поскольку годом раньше увлекся даосским учением о продлении жизни, основу которого составляет требование беречь сексуальную энергию. В 1653 Янь Юаню пришлось сесть в тюрьму вместо скрывшегося от судебного преследования приемного деда. В этот период он отказался от увлечения даосизмом и перенес внимание на конфуцианство, прежде всего в интерпретации школы Лу Цзююаня – Ван Янмина.

Но уже тогда его не удовлетворяла чрезмерная абстрактность традиционного образования. И в 1656 Янь Юань начал изучать медицину, а через два года занялся соответствующей практикой. В 1658 открыл частную школу и написал трактат Ван дао лунь («Суждения о пути государя», 1 цзюань), который затем был переименован в Цунь чжи бянь («Сочинение о поддержании порядка») и издан в 1705. Определивший тему данного произведения, восходящий к Шу цзину («Канон писаний», гл. Хун фань – «Величественный образец») термин ван дао («путь государя») в истолковании Мэн-цзы (4–3 вв. до н.э.) стал означать «гуманное» (жэнь) правление, основанное на «благодати» (дэ). Эту заинтересованность принципами древнего конфуцианства Янь Юань выразил также принятием псевдонима Сыгужэнь – Человек, Размышляющий о Древности и обозначением места своих ученых занятий Сыгучжай – Кабинет Размышлений о Древности. В последующее десятилетие Янь Юань активно изучал неоконфуцианские теории, выдвинутые философами эпохи Сун (10–13 вв.).

Также по теме:
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В 1668 умерла его приемная бабушка, и он с педантичным рвением предался исполнению похоронных и траурных церемоний, опираясь в особенности на приписываемый крупнейшему сунскому неоконфуцианцу Чжу Си (1130–1200) трактат Цзя ли («Семейная благопристойность»). Однако сопоставление этого текста с исходными конфуцианскими канонами вызвало у Янь Юаня сомнение в его ортодоксальности, что он и выразил в сочинении Цзюй ю юй цзянь («Скромные взгляды пребывающего в траурной скорби»). Позднее Ван Маохун (1668–1741) вообще стал опровергать принадлежность Цзя ли кисти Чжу Си. Это теоретическое разочарование Янь Юаня совпало с личностным кризисом, вызванным тем, что он узнал о своем подлинном происхождении и принял решение вернуться в род Янь, но исполнил его только через пять лет, после смерти приемного деда.

В этот период началось формирование собственного мировоззрения Янь Юаня, которое он выразил прежде всего в двух трактатах: Цунь син бянь («Сочинение о поддержании [индивидуальной] природы», 2 цзюаня) и Цунь сюэ бянь («Сочинение о поддержании учения», 4 цзюаня), опубликованных в 1705 и 1701 соответственно. В первом он ратовал за чистоту выработанной Мэн-цзы концепции «доброты» (шань) человеческой природы, выступая против распространения на нее сунскими неоконфуцианцами даосско-буддийских влияний, благодаря чему «природа на пневменной основе» (ци чжи чжи син) стала трактоваться как источник «зла» (э). Во втором описывал «устои» (дао) образования, господствовавшие в идеализированной древности от полумифического императора Яо (согласно традиции, 24–23I вв. до н.э.) до Конфуция (6–5 вв. до н.э.), и проповедовал преимущества практического подхода перед книжным мудрствованием, возобладавшим в последующие времена.

Также по теме:
КОНФУЦИАНСТВО
КОНФУЦИАНСТВО

Янь Юань считал пагубным превознесение покоя над движением, чрезмерное использование медитативных методов и погружение в оторванные от реальности рассуждения, утверждая, что «чем больше читаешь книги, тем больше сомнений, и, не разбираясь в деловых возможностях, становишься бессилен в осуществлении канонического упорядочения [мира] и вспомоществования [народу] (цзин цзи)» (Цунь син бянь, цз. 1). Данные негативные тенденции Янь Юань связывал с обоими главными направлениями неоконфуцианства, как Чэн И – Чжу Си, так и Лу Цзююаня – Ван Янмина. По его мнению, первое «вплотную приближается к принципам (ли), но вовсю извращает истину (чжэнь)», а второе «завершается проповедью пустоты и отсутствия-небытия (сюй у)», «приближаясь к чаньским порокам» (Цунь сюэ бянь, цз. 1).

В противовес этому следует опираться на опыт обыденной жизни, ибо «Путь-дао не внеположен еде и питью, отношениям между мужчиной и женщиной», а познание и самоусовершенствование должны развиваться от «реального учения» (ши сюэ) через «реальное практическое усвоение» (ши си) к «реальным действиям» (ши син), ибо «эффект объяснений ограничен, а эффект практического усвоения не имеет предела».

Принятую им ориентацию на «практическое усвоение» (си), осуществляющееся в действиях и поступках (си син, си дун), гармонизирующих дух с телом (цзянь син), в 1669 Янь Юань запечатлел в новом названии своей ученой обители Сичжай – Кабинет Практического Усвоения, ставшем также его собственным прозвищем. Оборотной стороной установки на внешнюю реализацию явилось акцентирование внутреннего самоконтроля, выливавшееся даже в требование блокировки дурной мысли еще до ее появления в голове.

В 1679 он ослеп на левый глаз, и в том же году его учеником стал Ли Гун, выступивший затем главным интерпретатором философии Янь Юаня и автором его жизнеописания Янь Сичжай сянь шэн нянь пу («Погодичная биография наставника Янь Сичжая», 2 цзюаня, 1705). В 1682 Янь Юань написал свое последнее произведение Хуань ми ту («Оклики заблудшим»), которое позднее, в 1705, было опубликовано под названием Цунь жэнь бянь («Сочинение о поддержании человека», 4 цзюаня). В нем обличался буддизм как «ложный путь», ведущий к бесчеловечности.

В 1685, после почти годовых поисков в Маньчжурии, Янь Юань выяснил обстоятельства и дату смерти своего отца и установил мемориальную табличку с его именем на родине предков в уезде Бое. В середине 1696 он возглавил Южночжанскую академию (Чжан нань шу юань) в округе Фэйсян, где стал осуществлять на практике свои педагогические идеи, предполагавшие изучение широкого круга дисциплин, в котором история и филология совмещались с естественными науками и боевыми искусствами. Однако осенью того же года здание академии было разрушено наводнением из-за разлива реки Чжан, и Янь Юань вернулся на родину семьи Янь, в село Бэйянцунь, где и почил 30 сентября 1704, неофициально получив посмертное имя Вэньсяо (Культурный и Сыновнепочтительный).

Общетеоретическую основу мировоззрения Янь Юаня составляет представление о неразрывной взаимосвязи «принципов» (ли) и «пневмы» (ци): «пневма – это пневма принципов, принципы – это принципы пневмы», «принцип и пневма сливаются в одном месте» (Цунь син бянь, цз. 1). Причем в этом «слиянии» пневма первична, а принципы вторичны. Отсюда он выводил, что «без пневменной основы (ци чжи) не из чего образоваться [индивидуальной] природе (син), без пневменной основы не из чего проявиться [индивидуальной] природе» (Цунь сюэ бянь, цз. 1). Состоящее из пневмы чувственно-материальное существо человека является таким же «добрым» (шань), как и его «[индивидуальная] природа» (син), в основе которой лежит рациональный «принцип», ибо «если признать пневму носительницей зла, то и принцип окажется носителем зла, а если признать принцип носителем добра, то и пневма оказывается носительницей добра» (Цунь син бянь, цз. 1).

Здесь традиционный для китайской философии холистический натурализм доведен до логического предела подчеркиванием психосоматической целостности человека, в котором «личность-тело (шэнь) и сердце-психика (синь) в единстве достигают взаимного успеха». Более того, такой человек, синтезирующий в своей «доброй природе» «небесное предопределение» (тянь мин) с «пневменной основой», становится действенным фактором осуществления не только социокультурных норм и ценностей, но и космического порядка: «всеобщая согласованность тьмы вещей, выровненность земли и оформленность неба, великая гармония пространства и времени суть итоговый результат моей природы» (Цунь син бянь, цз. 1).

Эта апология человеческой витальности привела к отказу от характерного для ортодоксального конфуцианства противопоставления «должной справедливости» (и) «пользе-выгоде» (ли). Отстаивая единство того и другого, подобно единству принципа и пневмы, Янь Юань переиначил популяризировавшееся сунскими неоконфуцианцами положение Дун Чжуншу (2 в. до н.э.): «Ориентироваться на свой долг и не планировать свою пользу-выгоду, высветлять свой путь (дао) и не вычислять свои успехи». Опровергая это положение как даосско-буддийскую проповедь отсутствия-небытия и пустоты и называя его сторонников «гнилыми конфуцианцами» (фу жу), ведущими людей к слабости, болезням и бездеятельности, он выдвинул противоположный тезис: «Ориентироваться на свой долг и планировать свою пользу-выгоду, высветлять свой путь и вычислять свои успехи» (Сы шу чжэн и, цз. 1). Проведение в жизнь этой установки, синтезирующей этику с прагматикой, должно было превращать человека из «изменяемого миром» в «изменяющего мир».

Изменять мир Янь Юань предполагал с помощью реставрации трех основ общественного устройства мифологизированной древности – системы «колодезных полей» (цзин тянь), «феодов» (фэн цзянь) и «учебных заведений» (сюэ сяо). Сформулированная как возврат к прошлому, эта программа была нацелена на реформирование современной Янь Юаню действительности путем уравнительного землепользования, ограничения самодержавного правления и ориентации образования на практические нужды.

Ученик Янь Юаня Чжун Лин составил в 1737 основанную на дневнике учителя компиляцию Янь Сичжай сянь шэн янь син лу («Записи слов и дел наставника Янь Сичжая», 2 цзюаня), в 1738 сборник его антибуддийских произведений Янь Сичжай сянь шэн пи и лу («Записи о разоблачении ереси наставником Янь Сичжаем», 2 цзюаня), а в 1750 опубликовал собрание его разнотемных эссе и писем Сичжай цзи юй («Дополнительные запаси Сичжая», 10 цзюаней).

В 18 в. учение школы Янь – Ли не получило широкого распространения, однако через философа Чэн Тинцзо (1691–1767), ставшего прототипом Чжуан Шаогуана – одного из главных положительных героев знаменитого романа У Цзинцзы (1701–1754) Жу линь вай ши («Неофициальная история конфуцианцев», рус. пер. 1959), оно повлияло на формирование взглядов выдающегося ученого и мыслителя Дай Чжэня (1723–1777). В 19 в. интерес к нему привлекло появление а 1869 книги Дай Вана (1837–1875) Янь ши сюэ цзи («Записки об учении господина Яня», 10 цзюаней). Специально им занимался будущий президент Китая Сюй Шичан (1858–1939), опубликовавший Янь Ли и шу («Посмертное [собрание] произведений Янь [Юаня] и Ли [Гуна]») и антологию Янь Ли юй яо («Главное из высказывании Янь [Юаня] и Ли [Гуна]», 2 цзюаня), а также исследование Янь Ли ши чэн цзи («Записки о школе Янь [Юаня] и Ли [Гуна]», 9 цзюаней), в которое включены биографии Янь Юаня и его учеников. Став президентом (1918–1922), Сюй Шичан в 1919 предписал причислить Янь Юаня и Ли Гуна к лику мудрецов, почитаемых в Храме Конфуция.

В 1920 в Пекине было создано Научное общество четырех «поддержаний» (Сы цунь сюэ хой), своим названием обязанное единообразно начинающимся с иероглифа цунь («поддержание») заглавиям четырех сочинений Янь Юаня (их современная публикация: Сы цунь бянь («Четыре сочинения о поддержании»). Пекин, 1957) и призванное изучать и распространять его наследие. Этим обществом, в частности, было издано Янь Ли цун шу («Собрание произведений Янь [Юаня] и Ли [Гуна]»), включающее в себя такие важнейшие работы Янь Юаня, как Сы шу чжэн у («Исправление ошибок в Четверокнижии») и Чжу-цзы юй лэй пин («Критика Классифицированных высказываний Учителя Чжу [Си]»).

Также по теме:
НЕОКОНФУЦИАНСТВОФилософия

Литература:

Буров В.Г. Мировоззрение китайского мыслителя XVII века Ван Чуань-шаня. М., 1976
История китайской Философии. М., 1989
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. М., 2000

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Здоровье и медицина

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Физика

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет