Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЖУФФРУА, ТЕОДОР СИМОН

ЖУФФРУА, ТЕОДОР СИМОН (Jouffroy, Théodore Simon) (1796–1842), французский философ, писатель и политический деятель. Родился 7 июля 1796 в селении близ Монте (Юра). Учился в коллежах в Нозеруа и в Лон-ле-Солье; в 1811 поступил в Дижонский лицей, где прошел экстерном курс риторики. В 1813 был принят в Высшую педагогическую школу, где в то время преподавал Виктор Кузен, и в 1816 защитил диссертации по философии: Чувство прекрасного и чувство возвышенного (Le sentiment du beau et le sentiment du sublime) и О причинности (De causalitate). Преподавал в Высшей педагогической школе (с 1814) и в Коллеж де Франс (1833–1836). Сотрудничал в журналах «Globe», «Courrier Français» и «Encyclopédie moderne». Член Академии моральных и политических наук с 1833.

Также по теме:
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ

В философии Жуффруа был последователем В.Кузена; его концепция складывалась также под влиянием идей Канта, Мен де Бирана и Руайе-Коллара. Жуффруа сосредоточил усилия на разработке философского метода, основное внимание уделил прояснению психологических понятий. Вслед за Мен де Бираном и Ларомигьером критически переосмыслил принципы психологии и метафизики Кондильяка, долгое время доминировавшей во Франции. В своих исследованиях опирался на идеи шотландской школы (сделал ряд переводов на французский язык трудов Д.Стюарта и Т.Рида), в том числе на развитую Ридом концепцию здравого смысла, которая стала в ту пору известной во Франции благодаря усилиям Руайе-Коллара и Кузена. Главным методом философии Жуффруа считал самонаблюдение. В своих лекциях в Сорбонне в 1837 Жуффруа предложил классификацию способностей души, на которую впоследствии опиралась большая часть французских психологов: 1) первичные влечения (любопытство, тщеславие, симпатия); 2) чувства; 3) интеллект, включающий в себя способность наблюдения (сознание, восприятие, память) и разум; 4) экспрессивная способность; 5) двигательная способность; 6) воля. В сфере психологии его в основном интересовала проблема отношения души и тела. В этике, разработанной под влиянием Канта, в основном исследуется проблема судьбы и предназначения человека, решение которой, как полагал Жуффруа, возможно путем объединения философских наук.

Среди трудов Жуффруа: Философская смесь (Mélanges philosophiques, 1833), Курс естественного права (Cours de droit naturel, 1834–1842), Новая философская смесь (Nouveaux mélanges philosophiques, 1842), Курс эстетики (Cours de l'esthétique, 1843).

Также по теме:
ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ

Умер Жуффруа в Париже 1 марта 1842.

Ирина Блауберг

Также по теме:
Философия

Литература:

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Африка

Пройти тест

Короли

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Неизвестные подробности

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет