ГЕЭЗ
ГЕЭЗ ЯЗЫК (варианты написания – гэ'эз, гез, гыыз; он же эфиопский или древнеэфиопский язык), один из языков эфиосемитской группы семитской ветви афразийской языковой семьи. Письменный язык Эфиопии с 4–5 вв. н.э., а по некоторым данным и с несколько более раннего времени. Как язык литературы и книжной учености находился в употреблении вплоть до середины 19 в., когда был вытеснен из этой сферы амхарским. В качестве языка христианского богослужения, а также источника для образования научных терминов используется по настоящее время; социокультурная роль его в Эфиопии подобна роли церковнославянского языка в истории России или латинского языка в истории католической Европы.
В основе языка геэз лежали диалекты семитских племен, начавших проникать на территорию современных Эфиопии и Эритреи из Южной Аравии в середине I тыс. до н.э. Формирование языка геэз датируется началом нашей эры; на нем говорило население царства Аксум, просуществовавшего до 7 в.
Семитские колонисты принесли с собой сабейскую культуру и южноаравийскую консонантную письменность, на основе которой возникло древнеэфиопское, а после реформ 4–5 вв. – эфиопское книжное письмо (слоговое с обозначением гласных), используемое и поныне, в том числе современными языками – эфиосемитскими амхарским и тиграй и кушитским языком оромо. От аксумского периода сохранились многочисленные эпиграфические памятники; тогда же на геэз были переведены различные произведения христианской литературы, что сопровождалось притоком заимствований из греческого, коптского, древнееврейского и других языков книжных культур ближневосточного ареала. После нескольких веков упадка геэз с 13 в. стал языком культурного возрождения, достигнув наивысшего расцвета в 14–15 вв. К этому времени он был уже мертвым языком (вышел из повседневного употребления на рубеже I и II тысячелетий), и не исключено, что его грамматика подверглась искусственному упорядочению.
Как и другие эфиосемитские языки, геэз испытал влияние кушитских языков, распространенных на территории Эфиопии. В свою очередь, оказал влияние на другие эфиосемитские языки, ни один из которых, однако, не может считаться его прямым наследником.
Павел Паршин
Крачковский И.Ю. Введение в эфиопскую филологию. М., 1955
Стариков В.П. Эфиопский язык. М., 1967
Милитарев А.Ю. Геэз. – Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»