ХЕТТО-ЛУВИЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ХЕТТО-ЛУВИЙСКИЕ ЯЗЫКИ (анатолийские), группа индоевропейской семьи, состоящая целиком из мертвых языков. Хетто-лувийские языки были распространены на территории Малой Азии и Северной Сирии.
В ее состав входили:
- собственно хеттский, от которого сохранилось наибольшее число памятников (ок. 20 тыс. табличек 17 – нач. 12 вв. до н.э.) из царских архивов в Богазкёе (Хаттусас) и из провинциальных архивов в Машате и Ортакёе (к северо-востоку от Богазкёя); отдельные таблички найдены также в Эль-Амарне (Египет), Алалахе и Угарите (Сирия), в Эмаре (средний Евфрат);
- палайский (также в Хатусасе, 17–13 вв. до н.э.);
- лувийский клинописный (Хаттусас, ок. 200 табличек с заклинаниями и ритуалами);
- лувийский иероглифический (территория юго-восточной Турции и северной Сирии); отдельные печати и надписи с 16 в. до н.э., но основная масса монументальных надписей относится к 10–8 вв.;
- ликийский А, представленный более чем 300 надписями (в основном эпитафиями); 7–4 вв. до н.э.;
- ликийский Б (или милийский) – две надписи того же времени: одна исторического содержания, вторая – эпитафия; оба варианта ликийского языка были распространены в древней Ликии (юго-западная Турция);
- карийский (в основном эпитафии, 8–4 вв. до н.э.): ок. 300 надписей, в основном из Египта, где в 7–6 вв. до н.э. имелись многочисленные колонии карийских наемников;
- лидийский: ок. 100 надписей (эпитафии, граффити на керамике) в Лидии (западная Турция), 7–4 вв. до н.э.;
- сидетский (в р-не г. Сиде в исторической области Памфилия, южная Турция): ок. 15 посвятительных надписей 5–3 вв. до н.э.;
- писидийский: ок. 30 эпитафий 2–4 вв. н.э. (Писидия, к северу от Памфилии).
Судя по всему, к хетто-лувийской группе относятся также так называемые паралидийский и паракарийский – языки, немногие имеющиеся надписи на которых еще до конца не интерпретированы. Наконец, по данным исключительно топонимики и ономастики, в эту же группу могли входить языки, распространенные в античных провинциях Исаврия, Ликаония и Киликия.
Первые три из перечисленных языков записаны обычной хеттской клинописью, писидийский – стандартным греческим алфавитом римского времени, а все остальные использовали собственную письменность – алфавитную, происходящую от какого-то варианта архаического древнегреческого письма. При этом лувийский иероглифический получил свое условное наименование от собственной оригинальной письменности, ранее называвшейся «хеттская иероглифика», но представлявшей собой на самом деле слоговое письмо, структурно весьма сходное с клинописью.
Языки лувийский (клинописный и иероглифический), ликийский (А и Б), сидетский и писидийский иногда объединяют в отдельную лувийскую подгруппу, так как они обнаруживают значительную степень близости. Все они характеризуются такими чертами, как переход *e в a, утрата категории род. падежа и замена его притяжательным прилагательным; показателем *-ns- во множ. числе. Все хетто-лувийские языки отличаются от остальных индоевропейских языков сохранением старых ларингальных (в поздних хетто-лувийских языках они часто переходят в спиранты или смычные). Наряду со значительным сходством в области лексики общей синтаксической особенностью данной группы языков является почти обязательный начальный комплекс энклитик после вводящей частицы (хет., палайск. nu-, лув. a-): частица цитируемой речи, возвратная частица, эмфатические частицы, объектные местоимения, а в конце цепочки – так называемые «фразовые» (или глагольные) частицы, имевшие, по-видимому, видовое значение. Архаической чертой всех хетто-лувийских языков является также сохранение различия между -mi и -hi спряжениями в глаголе. Лексические изоглоссы, особенно в области сакральной, а также социальной и военной лексики, сближают хетто-лувийские языки с западными индоевропейскими – италийскими и кельтскими, а также с тохарскими.
Иванов Вяч. Вс. Общеиндоевропейская, праславянская и анатолийская языковые системы. М., 1965
Языки Азии и Африки, т. 1. М., 1976
Древние языки Малой Азии. М., 1980
Ответь на вопросы викторины «Древний мир»