Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

БРУНЕР, ДЖЕРОМ СЕЙМУР

БРУНЕР, ДЖЕРОМ СЕЙМУР (Bruner, Jerome Seymour) (р. 1915), американский психолог и педагог. Родился в Нью-Йорке 1 октября 1915. Получил образование в университете Дьюка, затем в Гарварде, где защитил степень доктора философии в 1941. В 1941–1945 занимался проблемами политической разведки и психологической войны. В 1950 стал профессором психологии Гарвардского университета. С 1960 по 1972 вместе с Джорджем Миллером руководил Гарвардским центром когнитивных исследований, где данные и методы экспериментальной психологии, лингвистики, возрастной психологии, антропологии, философии и исследований искусственного интеллекта впервые были объединены в единую дисциплину – когнитивную науку. Среди работ Брунера – Процесс обучения (The Process of Education, 1960); Исследования развития познавательной деятельности (Studies in Cognitive Growth, 1966, совместно с Р.Р.Олвером и П.М.Гринфилдом); Процессы развития познавательной деятельности: младенчество (Processes of Cognitive Growth: Infancy, 1968); Реальные умы, возможные миры (Actual Minds, Possible Worlds, 1986).

Также по теме:
ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ

Ранние работы Брунера опровергали представление о восприятии как пассивной регистрации событий внешнего мира органами чувств; ученый предположил, что перцептивные образы формируются на основании тех гипотез, которые использует воспринимающий индивид при активном поиске сенсорных данных, подтверждающих или опровергающих определенные факты.

Подход Брунера к формированию понятий подчеркивает роль различных стратегий, используемых человеком при попытке определить категории, к которым культура относит определенные объекты. Большинство понятий определяется рядом свойств, которые могут быть как конъюнктивными, т.е. связанными (стул имеет сиденье и спинку), так и дизъюнктивными, т.е. альтернативными (мотор приводится в действие паром или бензином). Брунер показал, что формирование дизъюнктивных понятий дается труднее, чем формирование конъюнктивных понятий.

Также по теме:
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА

Ученый считал, что человек активно ищет знания за пределами непосредственно данного, и это относится как к детям, так и ко взрослым. Сборник его эссе так и назывался – За пределами непосредственной информации (Beyond the Information Given, 1973). Брунер изучал детские игры и внес заметный вклад в модификацию взглядов Жана Пиаже, считавшего, что в своем развитии ребенок неизбежно проходит соответствующие когнитивные стадии. Брунер показал, что, если обучать детей с применением методик, позволяющих им раскрыть свои знания, дети обнаруживают способности к сложным видам восприятия и познания в гораздо более раннем возрасте.

ДЖЕРОМ СЕЙМУР БРУНЕР

Также по теме:
Психология и Педагогика

Литература:

Брунер Дж. Процесс обучения. М., 1962
Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1977

Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Сад и огород

Пройти тест

Государственные флаги

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест

Страны мира

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет