Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

РОТХАКЕР, ЭРИХ

РОТХАКЕР, ЭРИХ (Rothacker, Erich) (1888–1965) – немецкий философ, психолог, один из основоположников философской антропологии. Родился 12 марта 1888 в Пфорцхейме. Был профессором в Гейдельбергском (с 1924) и в Боннском (с 1928) университетах. В первых своих работах по «логике наук о духе» и философии истории, написанных под влиянием В.Дильтея и «исторической школы», приходит к идеям, которые станут фундаментом его «культурной антропологии»: культуры, как и индивиды, представляют собой неповторимые исторические общности, обладающие собственным «окружающим миром» (Umwelt) и «жизненным стилем» (Lebensstil). Подверг критике дуалистическую концепцию позднего Шелера и биологически ориентированную антропологию А.Гелена, для которых особенностью человека является наличие у него «мира» (Welt), а не среды (Umwelt). Мир как таковой есть абстрактная идея, реальность всегда дана нам посредством языка и сознания, выступает в той или иной перспективе. Для Ротхакера человека можно определить позитивно, как творца и носителя культуры, но не некой «культуры вообще», а исторически возникшей индивидуальной тотальности, характеризуемой теми «ландшафтами», которые доступны только в конкретной перспективе данной культуры. Носителями культуры являются общности разного уровня – группы, нации, расы. Будучи одним из немногих профессоров философии, вступивших в НСДАП еще до прихода Гитлера к власти, в 1930-е годы, писал об особенностях «арийского мировоззрения». В истории нет общих для всех культур законов, поскольку каждая из них представляет собой неповторимый организм со своей морфологией. В работах 1950–1960-х развивает учение Шелера о «познавательных интересах», которое было перенято у него Ю.Хабермасом и К.-О.Апелем, учившимися у Ротхакера в начале 1950-х.

Также по теме:
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Умер 10 августа 1965 в Бонне.

Сочинения Ротхакера: Logik und Systematik der Geisteswissenscaten, Munchen, 1927; Geschichtsphilosophie, Munchen-Berlin, 1934; Die Schichten der Personlichkeit, Leipzig, 1938; Mensch und Geschichte, Berlin, 1944; Probleme der Kulturanthropologie, Bonn, 1948; Philosophische Anthropologie, Bonn, 1964; Zur Genealogie des menschlichen Bewusstseins, Bonn, 1966.

Также по теме:
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ

См. также ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.

Алексей Руткевич

Также по теме:
Психология и ПедагогикаФилософия

Литература:

Bruning, W. Philosophische Anthropologie – Historische Voraussetzungen und gegenwartiger Stand, Stuttgart, 1960

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Сад и огород

Пройти тест

Математика

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест

Физика

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет