АШОКА
АШОКА (? – ок. 232 до н.э.), индийский правитель из династии Маурьев, внук основателя династии Чандрагупты и сын Биндусары. Взошел на трон ок. 268. Основным источником сведений о нем служат высеченные на скалах и колоннах надписи, которые находят по всей Индии. Как сообщается в одной из таких надписей, на девятом году правления Ашока завоевал соседнее государство Калингу (современная Орисса) и был настолько потрясен учиненным им кровопролитием, что раскаялся и стал заботиться о дхарме, т.е. о праведном образе жизни в соответствии с заповедями буддизма.
Подчинив себе всю Индию, кроме крайнего юга, Ашока начал осуществлять программу реформ. Он поощрял строительство ирригационных систем и развитие медицины, сооружал дороги и караван-сараи, смягчил суровую систему правосудия, оставшуюся от прежних правителей. В соответствии с быстро распространявшимися идеями ненасилия Ашока запретил жертвоприношения, связанные с убийством животных, и забой некоторых видов скота на пищу. Для наблюдения за выполнением подданными норм дхармы назначались специальные чиновники (дхармамахаматры), в обязанности которых входили поощрение добрых отношений между людьми и борьба с произволом должностных лиц. Покровительствуя буддизму, Ашока не опускался до фанатизма и на протяжении почти всего царствования проводил политику религиозной терпимости. Он поддерживал дружественные отношения с соседними правителями и посылал посольства к Антиоху II Теосу в Сирию, Птолемею II Филадельфу в Египет и другим владыкам на западе. Благодаря политике миссионерства произошло обращение в буддизм жителей острова Ланки (Цейлона); это сделал, как гласит традиция, младший сын Ашоки – Махинда, сам ставший монахом.
В старости Ашока фактически утратил власть, а некоторые индийские историки полагают, что его миролюбивая политика привела к ослаблению маурийской империи, которая вскоре после его смерти начала распадаться. В последующие столетия память об Ашоке сохраняли только буддисты, почитавшие его как великого покровителя религии. Только в 19 в. были расшифрованы его указы. Великолепные монолитные каменные колонны, на которых выбиты многие из надписей, относятся к шедеврам индийского искусства. Повернутые спиной друг к другу львы, изображенные на самой знаменитой из них, Сарнатхской капители (близ Варанаси), стали национальным гербом Республики Индия. См. ИНДИЯ.
Ответь на вопросы викторины «Короли»