ФОРУМ РИМСКИЙ
ФОРУМ РИМСКИЙ (forum Romanum), центр общественной жизни Древнего Рима. Первоначально это был центр ремесел и торговли, но затем, включив в себя прилегающий к нему комиций (место народных собраний) и курию (здание сената), форум объединил в себе также административные и политические функции. Здесь происходили события, затрагивавшие повседневную жизнь рядового римлянина, но здесь же разыгрывались и многие драматические эпизоды римской истории. Форум был обителью римского красноречия, а вместе со своими отпрысками, соседними императорскими форумами, он стал колыбелью римского права. Форум постоянно упоминается в римской литературе. Слово «форум» применяется как к пространству под открытом небом, так и к прилегающим зданиям.
Происхождение слова forum было неясно самим древним. Варрон, «ученейший из римлян», связывал его с глаголом ferre («нести») и истолковывал как место, куда «выносились» все споры, а также товары. Такая интерпретация ценна уже тем, что указывает на две изначальные функции форума. Современные ученые предпочитают возводить его к слову fores («двери») и наречиям foras, foris («снаружи»), полагая, что из значения «место перед» со временем получилось обозначение «площади вне городских ворот», а значит, «базарной площади». Однако контексты, в которых используется родственное слово forus, указывают в большей степени на «закрытое место», так что для римлян архаического периода форум вполне мог означать «огороженную площадь в долине за городскими стенами», что приблизительно соответствует рынкам вне стен провинциальных итальянских городов в Средневековье и новое время. Со временем связь, которая наблюдалась в слове «форум» с судебными заседаниями и политическими дебатами, привела к возникновению более абстрактного значения, принятого в современном мире: форум – это «место дискуссий».
В ходе продолжавшихся столетиями, с эпохи Возрождения, раскопок и исследований выяснились как общий план римского форума, так и его детали. К сожалению, на эту территорию веками смотрели как на склад даровых строительных материалов. Добываемый из развалин мрамор использовали как сырье – его обжигали, и получали известь. Нередко разбирались целые сооружения.
С точки зрения рельефа, римский форум представляет собой низину между четырьмя холмами: Капитолием на западе, Палатином на юге, отрогами Квиринала на севере и Эсквилином на востоке. Низина эта служила естественным бассейном, где воды, стекавшие с холмов, сливались в единый ручей и пролагали себе путь к Тибру. Область форума образовалась в результате эрозии вулканических и озерных отложений в ту геологическую эпоху, когда этот поток нес с гор и возвышенностей гораздо большее количество воды, нежели в историческое время. По этой причине область форума оказалась заболоченной. В наиболее ранние эпохи люди, обживавшие холмы и использовавшие нижнюю часть их склонов для погребения, предпочитали не заходить на ненадежную подтопляемую пойму этой долины. После объединения горных селений активность местных обитателей долгое время ограничивалась лишь некоторыми участками слегка приподнятых краев низины. Политическим целям служили расположенные в северной части данной территории комиций и курия – место собраний и здание сената. Здесь имелось четыре главных культовых центра: на юго-западе – алтарь Сатурна, связанный с семенным зерном; на северо-западе – алтарь Вулкана, посвященный огню в его разрушительной ипостаси, которую следовало умилостивить, и благодетельной ипостаси, которую призывали на помощь ремесленники и художники; к юго-востоку располагалось святилище Весты, городской очаг с его негасимым огнем и запасами хлеба; поблизости от него к западу – ключ Ютурны, источник целительной влаги. Эту начальную стадию можно относить к периоду, который ассоциируется в литературной традиции с именами четырех первых легендарных царей Рима, с 753 по 600 до н.э.
Вторая стадия развития форума совпадает с правлением по меньшей мере полуисторической этрусской династии Тарквиниев, последних трех царей Рима, с 600 по 510 до н.э. Этот период представлен наиболее древними находками, в том числе основанием четырехугольного в сечении столба с фрагментарной надписью под «Черным камнем» (lapis niger), т.е. черной плитой между форумом и комицием; он оставил свой след и в ориентации некоторых зданий на подступах к площади форума (при перемене осей эта ориентация была в дальнейшем практически полностью утрачена). Древние руины имеют правильную, хотя и приблизительную ориентацию по осям север – юг и запад – восток, в то время как все здания, построенные начиная с первых годов Республики, т.е. с 509 до н.э. (храм Сатурна, обычно датируемый 497 до н.э., храм Кастора и Поллукса, 496–484 до н.э.), повернуты относительно первоначальной оси примерно на 45°. В силу этого использование стран света для определения положения различных строений оказывается достаточно условным. В конце царского периода на вершине Капитолийского холма, в конечном пункте ритуального обхождения Палатина, которое совершали триумфальные процессии, огибавшие форум или проходившие через него (впоследствии этот путь стали именовать Священной дорогой), был возведен огромный государственный храм, где почитались Юпитер Всеблагой Величайший (Optimus Maximus), Юнона и Минерва. Далее следовали два уже упомянутых храма начала республиканской эпохи, выходившие на форум с юго-запада и юго-востока. Храм Сатурна свидетельствует об изменении в религиозных понятиях, о переходе к персонифицированному божеству, обитающему в здании. Храм Кастора и Поллукса, возведенный в память победы, одержанной над латинами ок. 496 до н.э. у озера Регилл, сделался официальным святилищем римских всадников, которые отличились в сражении благодаря помощи Божественных Всадников.
Тем временем долина была осушена, что произошло в результате усилий Тарквиниев по регулированию протекавшего здесь потока. Со временем поток был перекрыт сводами и упрятан под мостовой и новыми зданиями форума; сооружение получило название Клоака Максима. Курциево озеро, находившееся поблизости от русла ручья и долгое время остававшееся заболоченным местом, со временем было также осушено. В результате этих перемен небольшая долина, ставшая обычным местом деловых встреч обитателей холмов, уже почувствовавших себя гражданами единого государства, приобретала для них все большую притягательность. Началась многовековая история этого места как центра общественной жизни Рима. В следующие столетия происходил упорядоченный процесс переделок форума. С ростом населения и повышением административной и политической активности, с одной стороны, и увеличением площади Рима – с другой, чисто утилитарные и отвлекающие занятия, такие, как торговля, предпринимательство и ремесла, постепенно вытеснялись с форума. Длинные ряды лавок, окаймлявших вытянутые северную и южную стороны открытой площади, были постепенно заменены строениями нового типа, базиликами, которые, при некотором архитектурном сходстве со своими предшественниками, образовали по преимуществу административное и финансовое сердце города.
Центральное открытое пространство сделалось основным местом погребальных церемоний, сопровождавшихся поединками гладиаторов и другими зрелищами. Панегирики усопшему произносились со специальных возвышений (одно из них находилось перед храмом Кастора и Поллукса), а зрители располагались на балконах верхних этажей базилик.
Роль форума в жизни римлянина середины 2 в. до н.э. раскрывается в Куркулионе Плавта (ст. 467–484). Актеры здесь временно удаляются со сцены, а руководитель труппы обращается к публике и, рассуждая об одном из только что выступавших персонажей, редкостном пройдохе, говорит: «Я расскажу вам, где на форуме можно отыскать такого человека», после чего перечисляет соответствующие места. Упоминаемая им «базилика» – несомненно базилика Порция, наиболее раннее из известных нам зданий такого типа в Риме. А поскольку она была возведена в 184 до н.э., т.е. в год смерти Плавта, практически нет сомнения в том, что этот пассаж, никак не связанный с основным сюжетом пьесы, появился в режиссерском варианте Куркулиона при возобновлении постановки некоторое время спустя после смерти автора.
В период поздней республики форум приобрел особую значимость прежде всего для общественной и политической жизни Рима. Здесь стояла Регия, одно из старейших в Риме зданий, восходившее к эпохе первых царей и в значительной степени перестроенное в 148 до н.э. и в 36 до н.э. Как правило, оно использовалось для административных служб. В более ранние времена платформа оратора, возведенная на границе между форумом и комицием, была повернута передней стороной к комицию, а на форум выходила задом, так что оратор обращался не к многолюдному народному собранию, но к более малочисленной и элитарной аудитории. Важнейшая перемена произошла в 145 до н.э., когда Гай Лициний Красс, популярный или искавший популярности оратор, обернулся лицом к толпе, собравшейся на форуме, положив начало более демократическому обычаю. Возникавшие еще прежде в политической жизни Рима проблемы нашли отражение в том, что на нижнем склоне Капитолия было возведено святилище, посвященное Конкордии, олицетворенному согласию всех сословий в государстве. Грозным напоминанием для злоумышленников служила единственная в Риме государственная темница (фактически камера для исполнения смертных приговоров), построенная на первоначальном колодезном фундаменте.
Наши сведения о связанных с форумом памятниках и событиях, которые относятся к последнему полувеку существования республики, отличаются куда большей живостью, чем данные о более ранних периодах. Этим мы преимущественно обязаны жизни, творчеству и самой личности Цицерона, адвоката, государственного деятеля и писателя. Многие его ораторские триумфы были связаны с форумом. Юлий Цезарь произвел на форуме коренные преобразования, изменил планировку зданий и открытых площадей. С еще большим размахом эти мероприятия проводил Август, который положил начало блестящему (с архитектурной точки зрения) периоду в истории форума. Прежнее ораторское возвышение было упразднено – вместе со всеми связанными с ним республиканскими воспоминаниями. Центральную площадь привели в порядок и вымостили, расширив от величественных новых ростр (трибун) на западной стороне до соответствующего им возвышения перед храмом Божественного Юлия на восточной стороне, того места, где после торжественной речи, произнесенной Марком Антонием с западных ростр, тело диктатора было предано огню.
Впоследствии стал возникать ряд новых, вспомогательных форумов (причем некоторые из них размером превосходили тот, который служил для них образцом), где разворачивалась различная административная и коммерческая деятельность, которую уже не смог бы вместить старый форум. Традиционные функции комиция как места голосования перешли к Юлиевой ограде (септе) на Марсовом поле. Руководство приобретавшими все больший размах делами империи осуществлялось теперь из императорских дворцов, расположенных на Палатине. Однако материальным средоточием жизни общины по-прежнему являлась привычная низина: здесь в больших базиликах по-прежнему заседали суды, победоносные императоры, возвращаясь из заморских походов, все так же проходили через форум к тому месту, где завершалось празднование триумфа, здесь же с одной из ростр произносились надгробные речи.
Изменения, постепенно происходившие во внешнем облике форума, отражали перемены в государственном строе, жизни и занятиях людей вплоть до конца античности. Военные достижения Домициана (правил 81–96 н.э.) отразились в недолго возвышавшейся на форуме колоссальной конной статуе из бронзы; Траян (правил 98–117 н.э.) (либо Адриан, правил 117–138 н.э.) оставил память о своих благодеяниях в виде надписей на двух украшенных скульптурами мраморных балюстрадах. Упрочение императорской власти в правление Септимия Севера (193–211 н.э.), после периода военной анархии, было увековечено огромной аркой с мраморными изваяниями в северо-западном углу площади. Константин и все его преемники вплоть до варваров в 5 в. оставили на форуме подписанные памятники. Здесь высится даже снабженная в 608 подобострастным посвящением византийскому императору Фоке мраморная колонна более раннего периода – это последний на форуме памятник эпохи империи.
Итак, тот вид, в каком римский форум предстает перед нами сегодня, даже если оставить в стороне доисторический период, Средневековье и современность, позволяет наблюдать результаты деятельности римлян на протяжении приблизительно 12-ти веков. Разные участки форума неоднократно страдали от пожаров и затем вновь отстраивались. Уровень мостовой неоднократно поднимался. Вначале строители использовали местный материал, главным образом дерево и сырцовый кирпич, защищая их терракотовой черепицей. Затем они убедились в преимуществах камня, который добывали в соседних каменоломнях, и, наконец, в ход пошли дорогие сорта мрамора, их привозили издалека и искусно обрабатывали. На смену древнеиталийским и этрусским декоративным элементам пришли архитектурные приемы из Греции и с эллинистического Востока, но основной план храма при этом неизменно сохранялся: закрытое помещение, поставленное на высокое прямоугольное основание и смещенное к его дальнему концу. Точно так же и храм Весты никогда не изменялся в плане и сохранял круглую форму, несмотря на то, что прежняя глинобитная хижина, защищавшая священный очаг, была теперь исполнена в мраморе. При возведении прочных фундаментов, толстых стен и сводчатых перекрытий все чаще использовался бетон. Сияющая позолота бронзовой черепицы и яркая окраска штукатурки несомненно способствовали живости впечатления, создававшегося комплексом зданий форума. Возможно, разнородным элементам этого ансамбля не хватало согласованности и учета уже наличной застройки, возможно, что нагромождение новых зданий оборачивалось беспорядком и хаосом, а производимое в итоге действие отличала скорее грубость, нежели утонченность. Но все эти недостатки свидетельствовали о неистощимой жизненной энергии Рима, о многовековом неустанном развитии. На нижнем уровне под открытым небом располагался мощеный прямоугольник, простиравшийся от одной официальной ораторской трибуны до другой. Вдоль обеих длинных сторон располагались крытые колоннады. На западе на фоне неба вырисовывалась темная масса Табулярия (здания государственного архива), за которым можно было различить два выступа Капитолийского холма с высившимися на них храмами Капитолийской триады богов и Юноны Монеты. На востоке Священная дорога взбиралась по склону и переваливала в следующую долину, следуя по прямой линии, заданной колоссальными зданиями эпохи Нерона. Так можно было попасть к Золотому Дворцу Нерона. Еще дальше к северу высились другие городские холмы, а на юго-западе открывался Велабр, еще более глубокая проходившая между Капитолием и Палатином долина. По ней можно было выйти к Тибру, куда стекали по Велабру дренажные воды.
На форум можно было попасть не только по Священной дороге, которая тянулась вдоль всей площади, а затем, выйдя к склону Капитолийского холма (clivus Capitolinus), взбегала на его вершину к величайшему государственному храму. На форум выходили еще три дороги с севера, две – с юга, а также лестницы, поднимавшиеся к северному пику (цитадели) Капитолия и к северной оконечности Палатина. Уже это множество подходов свидетельствует о центральном положении форума в Риме. Постепенно все четыре угла форума украсились триумфальными арками. Арки на юге форума увековечили победы Августа и Тиберия, на севере стояли памятники двух семейств, принадлежавших к далеким друг от друга эпохам и имевших абсолютно несхожее мировоззрение – республиканцев Фабиев (первая в Риме арка Квинта Фабия Максима Аллоброгского, ок. 120 до н.э.) и дома Северов. Открытая площадь и окружавшие ее здания были заполнены памятниками деятелям древности и их давним свершениям. Многочисленные культовые объекты – оба храма, малые святилища и алтари – поддерживали преемственность этапов религиозного сознания римского народа. Хотя посреди новейшего величественного окружения эти святилища казались карликами, все же прямоугольные iani, «проемы» (свободно стоящие сооружения в виде дверного проема, на форуме их было всего 4), и крохотный круглый храмик Клоацины, божественной «очистительницы», в самих своих названиях увековечили изначальное анимистическое отношение к незримым силам. Сохранение почитание этих строений вело к их переистолкованию и адаптации в духе требований времени: главный «проем» Януса (Ianus geminus, Двойной Янус), с его «дверями войны» (которые закрывались в случае мира во всей империи), превратился в место ритуального объявления войны и мира; святилище Клоацины воспринималось как духовное воплощение проложенной рядом канализации. Вплоть до последних дней язычества в почитаемом храме Весты поддерживался культ домашнего очага.
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»