Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГАНГЕША УПАДХЬЯЯ

ГАНГЕША УПАДХЬЯЯ (санскр. ), основатель школы навья-ньяя (новая ньяя), которую считают высшим достижением индийской логики. Гангеша, творивший в 13 в., родился близ Дарбханги, столицы североиндийского государства Митхилы (совр. Тирхут). Основное сочинение – Таттвачинтамани (Жемчужина истины) – трактат в четырех разделах (кханды). Каждый из них посвящен одному из четырех признаваемых в ньяе источников знания: восприятию (пратьякша), включающему и то, что можно назвать интеллектуальной интуицией; умозаключению (анумана) – дедукции в силлогистической и других формах логического следования; сравнению (упамана) и словесному свидетельству (шабда). Важнейшим является второй раздел, где за общими положениями следует теория вьяпти (букв. «заполнение», «проникновение») – самогó механизма выведения, а именно одной из основных логических проблем наяиков и их оппонентов: на каком основании мы констатируем, что наличие на холме дыма «обеспечивает» наличие там и огня? Гангеша последовательно опровергает 21 концепцию вьяпти, предлагая собственную дефиницию. Предыдущие определения вьяпти базировались, по Гангеше, на ее отождествлении с «неотклонением» (авьябхичара) и оперировали терминами «обоснование» (садхана) и «обосновываемое» (садхья), что приводило к логическому кругу. Выведение осмысляется Гангешей в рамках общих моделей причинности – как результат «взаимодействия» инструментальной причины выводного знания: «Дым, „проникаемый" огнем» (аналогичной причиной горшка будет гончарный стержень) и оперативной: «Вот гора, обладающая дымом, „проникаемым" огнем» (в случае с горшком таковой будет контакт стержня с глиной). Окончательное определение вьяпти у Гангеши: «проникновение» есть общность места, солокальность двух терминов умозаключения (саманадхикарана). В приведенном примере общее суждение «Везде, где есть дым, есть огонь» преобразуется вначале в эквавалентное отрицательное суждение «Никакой случай дыма не встречается в месте, которое не есть место огня», а затем в суждение типа: «Постоянное отсутствие, противоположность которого ограничена дымностью, в месте постоянного отсутствия, противоположность которого ограничена огненностью». В Таттвачинтамани исследуются и такие проблемы, как, например, доказательство бытия Бога.

Также по теме:
ИНДУИЗМ
ИНДУИЗМ

Гангеша написал и другие сочинения, из которых известны Лакшанаманджари (Гирлянда определений) и Лакшанататтва (Истина определений).

Критическое и систематическое исследование вьяпти означало новую ступень в истории индийской логики, так как предыдущая ньяя осмысляла механизм логического следования преимущественно эмпирически, индуктивно. Среди других важнейших достижений Гангеши – новый уровень работы с абстракциями, переосмысление концепции небытия, использование символического (хотя и не искусственного) языка.

Половину всех сочинений последующей навья-ньяи составляли комментарии к основному труду Гангеши: полностью его комментировал Рагхунатха Широмани (15–16 вв.), частично – Джагадиша и Гададхара (17 в.), отдельные «сутры» – множество других логиков. Его концепции были переосмыслены Матхуранатхой (17 в.) – крупнейшим представителем школы после Гангеши.

См. также БХАСАРВАДЖНЯ; ДИГНАГА; ДХАРМАКИРТИ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; НЬЯЯ-СУТРЫ.

 

Также по теме:
Философия

Литература:

Инголлс Д. Г. Х. Введение в индийскую логику навья-ньяя. М., 1974

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Животные

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет