ГО ЮЙ
ГО ЮЙ. Речи царств (Рассказы о царствах, Поучения царям). Первый в Китае неофициальный исторический трактат, отразивший процесс зарождения философской мысли и содержащий высказывания государственных деятелей о природных явлениях и общественных событиях в восьми древнекитайских царствах («владениях» – го: Чжоу – домене номинально правящей династии, Ци, Лу, Цзинь, Чжэн, Чу, У, Юэ) в 10–5 вв. до н.э. Бань Гу (1 в.) и ряд других китайских историков и мыслителей (Ван Чун – 1 в., Вэй Чжао – 7 в.) рассматривали Го юй как «внешний», т.е. вспомогательный, комментарий к первой канонической Летописи Чунь цю: Чунь цю вай чжуань. Он приписывается ученику Конфуция Цзо Цюмину (Цзоцю Мину), который считается также автором типологически и хронологически близкой Го юй Цзо чжуани (являющейся «внутренним», т.е. основным, комментарием к Чунь цю), где тем не менее иначе трактуются отдельные упомянутые в Го юй события. По современным данным, трактат составлен в 4–3 вв. до н.э. на основе более древних летописей и, вероятно, впервые опубликован в редакции Лю Сяна и его сына Лю Синя. (1 в. до н.э. – 1 в. н.э.). Современный текст, состоящий из 21 цзюаня («свитка»), восходит к печатному изданию 1033.
В «речах» Го юй, традиционно датируемых временным интервалом от 967 до 453 до н.э., высказаны положения, лежащие в основе учений различных философских школ – конфуцианства, моизма, даосизма, легизма, инь-ян цзя и др. Существует также мнение, что в Го юй представлена главным образом конфуцианская политическая теория. Вместе с тем в трактате содержится, например, древнейшее изложение основополагающего для китайской философии учения о силах инь ян, своим взаимодействием определяющих порядок «пневм (ци1) Неба и Земли», то есть единую цепь природных и социальных процессов. Продуктивная гармония (хэ1) разнородных факторов, подобных инь1 и ян1, противопоставлена бесплодному единству «однородного» (тун1). В Го юй, как и в Цзо чжуани, отражена одна из ранних форм учения о «пяти элементах» (у син1) – почве, металле, дереве, воде, огне, – лежащих в основе образования и упорядоченного существования всех вещей и явлений. Представления об инь ян, «трех светоносах» (солнце, луне и звездах), «пяти элементах» и т.п. синтезированы в образе «культуры» (вэнь), которая мыслится и в качестве совокупности главных человеческих достоинств: «осторожности» (си), «верности» (чжун2), «благонадежности» (синь2), «гуманности» (жэнь2), «должной справедливости» (и1), «мудрости» (чжи1), «мужества» (юн1), «просвещенности» (мин3), «сыновней почтительности» (сяо1), «великодушия» (шу3), «уступчивости» (жан). В Го юй подчеркнута роль людей (народа – минь) как важнейшей общекосмической силы и наряду с верой во всемогущее «небесное предопределение» утверждается, что «Небо следует за людьми, совершенномудрый – за Небом». В целом, чтобы быть успешными, «человеческие дела должны составлять триаду с Небом и Землей». В обществе и государстве главным условием этого является управление с помощью этико-ритуальных норм (ли2) и «благодати/добродетели» (дэ1).
Древнекитайская философия, т. 1. М., 1972
Васильев К.В. Некоторые вопросы изучения памятников древнекитайской историографии. – В кн.: Письменные памятники Востока Историко-филологические исследования. 1975. М., 1982
Го юй (Речи царств). Перевод с китайского, вступление и примечания В.С.Таскина. М., 1987
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»