ЛЕНД-ЛИЗ
ЛЕНД-ЛИЗ (от англ. «lend» – давать взаймы, «lease» – сдавать в аренду, внаем) – программа поставок Соединенными Штатами Америки оборудования союзным странам в период Второй мировой войны. Форма, в которой предоставлялись эти поставки (аренда), была первоначально наиболее удобна для правительства США, которое до декабря 1941 не принимало участия в войне и должно было считаться с сильными антивоенными настроениями в стране.
О предоставлении американского оружия во временное пользование впервые попросил президента США Франклина Рузвельта британский премьер-министр Уинстон Черчилль 15 мая 1940, предложивший временно передать Великобритании 40–50 старых эсминцев в обмен на британские военно-морские и воздушные базы в Атлантическом океане. Сделка состоялась в августе 1940, однако на ее основе возникла идея более широкой программы.
По распоряжению Рузвельта, в министерстве финансов США осенью 1940 была образована рабочая группа по подготовке соответствующего законопроекта. Юрисконсульты министерства Э.Фоли и О.Кокс предложили опереться на закон 1892, который позволял военному министру, «когда по его усмотрению это будет в интересах государства», сдавать «в аренду на срок не более пяти лет собственность армии, если в ней не нуждается страна». К работе над проектом были подключены также сотрудники военного и военно-морского министерств. 10 января 1941 в Сенате и Палате представителей США начались соответствующие слушания, 11 марта Закон (акт) о ленд-лизе был подписан, и 27 марта Конгресс США проголосовал за выделение первого ассигнования на военную помощь в размере 7 млрд. долл.
Одобренную схему предоставления военных материалов и оборудования взаймы Рузвельт сравнил со шлангом, переданном при пожаре соседу, чтобы пламя не перекинулось на собственный дом. Мне не нужно, чтобы тот оплатил стоимость шланга, заявил президент США, «мне нужно, чтобы он вернул мне мой шланг после того, как закончится пожар». В поставки включались вооружения, промышленное оборудование, торговые суда, автомобили, продовольствие, топливо и медикаменты.
Согласно утвержденным принципам, поставленные Соединенными Штатами машины, военная техника, оружие и другие материалы, уничтоженные, утраченные или использованные во время войны, не подлежали оплате. Полностью или частично оплатить следовало лишь имущество, оставшееся после войны и пригодное для использования в гражданских целях, причем США предоставляли долгосрочные кредиты для такой оплаты. Сохранившиеся военные материалы оставались у страны-получателя, но за американской администрацией оставалось право потребовать их назад. Страны-заказчики могли после окончания войны купить оборудование, производство которого еще не было завершено, или хранившееся на складах, используя американские долгосрочные кредиты. Срок поставок был установлен первоначально до 30 июня 1943, но затем ежегодно продлевался. Наконец, закон предусматривал возможность отказа в снабжении тем или иным оборудованием, если оно признавалось секретным или было необходимо самим США.
На основе этих положений, США заключали соответствующие соглашения с союзными странами, которые обязывались предоставить финансовый отчет, а также содействовать защите США, предоставлять им помощь имеющимися у них материалами, различные услуги и информацию.
Всего за время войны США оказали помощь по ленд-лизу правительствам 42 стран, включая Великобританию, СССР, Китай, Австралию, Бельгию, Нидерланды, Новую Зеландию и др., на сумму примерно в 48 млрд. долл.
Первые поставки военной помощи в СССР с Запада начались вскоре после нападения Германии на СССР 22 июня 1941. Советский посол в Великобритании И.Майский договорился о срочном предоставлении британских танков, затем с осени начались британские поставки танков, самолетов, алюминия и других материалов, за которые Советский Союз расплачивался золотом, пушниной, рудой и другим сырьем.
К предоставлению помощи СССР присоединились и США. 29 сентября 1941 представители СССР, США и Великобритании на конференции в Москве обсудили вопрос о военных поставках. 1 октября был подписан первый Московский протокол, который предусматривал снабжение Советского Союза оборудованием и материалами до конца июня 1942. 30 октября Рузвельт информировал И.В.Сталина, что США будут осуществлять поставки под беспроцентный заем на сумму в 1 млрд. долл. с оплатой в течение 10 лет, начиная с шестого года после окончания войны. С конца октября – начала ноября 1941 на СССР было официально распространено действие закона о ленд-лизе. В течение войны были подписаны еще три протокола, в соответствии с которыми устанавливались максимальные объемы военных и гражданских материалов, предоставляемых Советскому Союзу США и Великобританией. Вашингтонский протокол действовал до июля 1942, Лондонский – до июля 1943, Оттавский – до 1944 с последующим продлением. Официально поставки по ленд-лизу прекратились 12 мая 1945, и далее вплоть до августа 1945 осуществлялись по специальной программе и дополнительному «списку Молотова-Микояна».
Стоимость поставок из США в СССР по ленд-лизу оценивается по-разному. Считается, что за 1941–1945 Советский Союз получил почти 16,7 млн. т. на сумму в 9,6 млрд. долл. Из Великобритании до сентября 1945 были поставлены вооружение и материалы на 318 млн. фунтов стерлингов (15% общей суммы помощи), из Канады с 1943 поставлялись оружие, промышленное оборудование, цветные металлы, сталь, прокат, химические товары и продовольствие на 167,3 млн. канадских долл. (6,7% от общей суммы помощи).
Согласно исследованиям генерал-майора авиации И.П.Лебедева, за время войны СССР получил от союзников в помощь по ленд-лизу 18,7 тыс. (по другим данным, 22,2 тыс.) самолетов (истребители «харрикейн», «аэрокобра», «китти-хаук», «томагавк», средние бомбардировщики Б-25, А-20 «Бостон», транспортный Си-47 и др.); 12,2 тыс. танков и самоходных установок; 100 тыс. км. телефонного провода; 2,5 млн. телефонов; 15 млн. пар сапог; св. 50 тыс. т. кожи для пошива обуви; 54 тыс. т. шерсти; 250 тыс. т. тушенки; 300 тыс. т. жира; 65 тыс. т. коровьего масла; 700 тыс. сахара; 1860 паровозов; 100 цистерн на колесах; 70 электродизельных локомотивов; ок. 1 тыс. саморазгрузочных вагонов; 10 тыс. железнодорожных платформ. Союзники поставили 344 тыс. т. взрывчатки; ок.2 млн. т. нефтепродуктов; 2,5 млн. т. специальной стали для брони; 400 тыс. т. меди и бронзы; 250 тыс. алюминия (из которых можно было построить 100 тыс. самолетов – почти столько, сколько было произведено за годы войны на заводах СССР). Кроме того, Советский Союз получил 430–480 тыс. грузовиков и др. автомобилей (не считая запчастей) – 50 моделей от 26 американских, канадских и британских фирм. Кроме того, было поставлено большое количество судов. Особое место принадлежало поставке продовольствия – семян, свиной и говяжьей тушенки, концентратов.
Доставки грузов из США, Канады и Великобритании в СССР осуществлялись по 8 маршрутам. Самый ранний, через Северную Атлантику в Мурманск и Архангельск, был открыт уже в августе 1941, когда был отправлен первый морской конвой «Пи-Кью». Северные конвои были весьма рискованной операцией; немецкие подводные лодки и торпедоносцы потопили всего ок.80 судов, и из 17,5 млн. т. отправленных материалов не дошли 1,3 млн. т. Самая большая катастрофа произошла в июле 1942, когда был уничтожен караван «Пи-Кью-17»: потери составили тогда 11 из 36 судов, погибло св. 400 танков, 3 тыс. автомобилей и 200 самолетов. Тем не менее, северный маршрут продолжал работать (с перерывами перед военными операциями западных союзников в Северой Африке в 1942 и в Италии в 1943). Таким путем было переправлено ок. 20% грузов.
Менее опасным был дальневосточный маршрут: по морю до Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Магадана, Находки и Хабаровска, а затем через весь СССР по железной дороге (св. 50% грузов). Но и на этом пути погибло до 25 советских кораблей. 20% грузов доставлялись морским, а затем автомобильным и железнодорожным транспортом через Иран, а затем Армению, Казахстан и Азербайджан. До 10% грузов прибывали через Черное море и Арктику. Ок. 80% поставляемых самолетов летели в СССР самостоятельно через Аляску и Чукотку; сотни из них разбились по дороге.
Споры о значении помощи по ленд-лизу для военных усилий Советского Союза продолжаются до сих пор. Всего, как считается, доля поставок по ленд-лизу в общем объеме поставок для Красной Армии и советских гражданских нужд составляла 16% по бронетанковой технике; 15,3% по самолетам; 32,4% по боевым кораблям; 18,4% по зенитной артиллерии; св.80% по радиолокационной аппаратуре; 20,6% по тракторам; 23,1% по металлорежущим станкам; 42,1% по паровозам; 66,1% по грузовым и легковым автомобилям; 80% медикаментов и медицинского оборудования; св.50% горюче-смазочных материалов и т.д. Особенно значима была эта помощь во время отступления Красной Армии осенью 1941 и сева 1942. Отрицать или преуменьшать роль ленд-лиза, как это нередко делалось в СССР в послевоенные годы, было бы неверно. В то же время, было бы преувеличением утверждать, что только материальная помощь Запада решила исход Второй мировой войны.
После окончания войны США потребовали «вернуть шланг». Они предложили всем странам, которым предоставлялись поставки по ленд-лизу, заплатить за доставленные им и сохранившиеся у них гражданские материалы: пароходы, паровозы, железнодорожные вагоны, тракторы, электростанции и иное оборудование. Великобритания и США в марте 1946 договорились о пропорциях при определении долга. К 1960 практически все страны погасили свою задолженность, кроме СССР.
В ходе переговоров 1948 советские представители согласились уплатить небольшую сумму, но США отвергли это предложение. Переговоры 1949 также оказались безрезультатны. В 1951 американская сторона снизила требуемую ею сумму до 800 млн. долл., но СССР был готов уплатить лишь 300 млн., ссылаясь на пропорции, согласованные Великобританией и США в 1946. Только в 1972 советские и американские представители подписали в Вашингтоне соглашение о поэтапной выплате Советским Союзом суммы в 722 млн. долл. до 2001. К июлю 1973 было уплачено лишь 48 млн. долл., после чего дальнейшие выплаты прекратились: советская сторона таким образом протестовала против ограничений, введенных на торговлю между двумя странами. Лишь в июне 1990 президенты СССР и США договорились погасить долг к 2030. Согласованная сумма измерялась в 674 млн. долл.
Вадим Дамье
Лебедев И.П. Еще раз о ленд-лизе. – США: Экономика. Политика. Идеология. 1990, № 1
Лебедев И.П. Авиационный ленд-лиз. – Военно-исторический журнал, 1991, № 2
Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. – Вопросы истории. 1991, № 10
Бережной С.С. Корабли и суда ленд-лиза. Справочник. СПб., 1994
Ильин А. Самолеты союзников по ленд-лизу. – Международная жизнь. 1995, № 7
Союзники в войне 1941–1945 гг. М., 1995
Кащеев Л.Б., Реминский В.А. Автомобили ленд-лиза. Харьков, 1998
Ответь на вопросы викторины «История в фактах»