ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1917)
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1917). Революция, в результате которой к власти в России пришло советское правительство во главе с В.И.Ленин, произошла 25 октрября (7 ноября) 1917. В сентябре 1917 Ленин, учтя факты, свидетельствовавшие о том, что в стране сложился общенациональный экономический и политический кризис, вызвавший общее недовольство Временным правительством и готовность солдат и рабочих Петрограда свергнуть его, решил, что имеются объективные и субъективные условия для прихода к власти партии большевиков. Руководимая им партия в Петрограде и Москве приступила к непосредственной подготовке восстания, велась организация Красной гвардии из рабочих, готовых сражаться за большевиков. Был создан штаб восстания, Петроградский военно-революционный комитет, – ВРК. Ленин разработал план восстания, предусматривавший захват солдатами и рабочими ключевых пунктов столицы, арест правительства. Не все члены руководства партии были согласны с решением о восстании. Члены Центрального комитета партии Л.Б.Каменев и Г.Е.Зиновьев колебались, однако после длительных переговоров и они присоединились к Ленину. Превосходство сил большевиков было решающим. Нужен был только повод для начала военных действий, и он нашелся. 24 октября глава правительства А.Ф.Керенский отдал приказ о закрытии большевистских газет. В тот же день к вечеру силы военно-революционного комитета, почти не встречая сопротивления со стороны защитников Временного правительства, стали переходить в наступление, в ночь на 25 они заняли мосты, государственный банк, телеграф и другие намеченные стратегические объекты. Вечером того же дня началось окружение Зимнего Дворца, где размещалось Временное правительство. Восстание развивалось почти бескровно. Лишь во время осады Зимнего Дворца раздавалась ружейная стрельба и гремели залпы артиллерии. Члены Временного правительства были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Глава правительства Керенский скрылся.
Большевики шли на захват власти, имея поддержку рабочих, части солдат. Эта поддержка определялась их недовольством Временным правительством, его бездеятельностью по решению незавершенных Февральской революцией демократических задач. Монархия была ликвидирована, но другие жизненные проблемы – о войне и мире, о земле, рабочий, национальный вопросы – все это только обещалось, откладывалось «до лучших времен», что вызывало недовольство широких масс. Большевики планировали захватить власть, чтобы начать осуществлять свои планы по переустройству России и строительства социалистического государства.
Победа восстания еще не гарантировала победителей от судьбы свергнутого ими буржуазного правительства. Надо было закрепить победу решением волновавших народ вопросов, которые убедили бы, что большевики выполняют свои обещания – дать, наконец, стране мир, крестьянам помещичью землю, рабочим восьмичасовой рабочий день. Это, по замыслу Ленина, должен был выполнить Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся в Петрограде в разгар восстания. На съезде меньшевики и эсеры составляли меньшинство делегатов, большевики, имея за собой большинство, одобрили происшедшее восстание, арест Временного правительства. Съезд принял решение взять власть в свои руки, что на практике означало передачу ее большевикам, которые заявили, что немедленно покончат с войной, передадут крестьянам землю помещиков. Это было подтверждено и первыми законодательными актами, принятыми съездом – Декретами «о войне», «мире» и «о земле». Тем самым большевики получили необходимую на первых порах поддержку в народных массах.
Съезд провозгласил создание Советского правительства – Совета народных комиссаров (Совнаркома) из одних большевиков во главе с В.И.Лениным.
Ефим Гимпельсон
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обращение Петроградского военно-революционного комитета «К гражданам России!»
25 октября/7 ноября 1917 г.
Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, Военно-Революционного Комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона.
Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского Правительства – это дело обеспечено.
Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!
Военно-Революционный Комитет при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов
Декрет II Всероссийского съезда Советов об образовании Рабочего и Крестьянского правительства
26 октября/8 ноября 1917 г.
Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет:
Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров. За-ведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.е. Совету Народных Комиссаров.
Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету.
В настоящий момент Совет Народных Комиссаров составляется из следующих лиц:
Председатель Совета – Владимир Ульянов (Ленин);
Народный комиссар по внутренним делам – А. И. Рыков;
Земледелия – В. П. Милютин;
Труда – А. Г. Шляпников;
По делам военным и морским – комитет в составе: В. А. Овсеенко (Антонов), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко;
По делам торговли и промышленности – В. П. Ногин;
Народного просвещения – А. В. Луначарский;
Финансов – И. И. Скворцов (Степанов);
По делам иностранным – Л. Д. Бронштейн (Троцкий);
Юстиции – Г. И. Оппоков (Ломов);
По делам продовольствия – И. А. Теодорович;
Почт и телеграфов – Н. П. Авилов (Глебов);
Председатель по делам национальностей – И. В. Джугашвили (Сталин).
Пост Народного комиссара по делам железнодорожным временно остается незамещенным.
Декрет о мире
26 октября/8 ноября 1917 г.
принятый единогласно на заседании Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 26 октября 1917 г.
Рабочее и Крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире.
Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, – миром, которого самым определенным и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, – таким миром Правительство считает немедленный мир без аннексий (т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций.
Такой мир предлагает Правительство России заключить всем воюющим народам немедленно, выражая готовность сделать без малейшей оттяжки тотчас же все решительные шаги впредь до окончательного утверждения всех условий такого мира полномочными собраниями народных представителей всех стран и всех наций.
Под аннексией или захватом чужих земель Правительство понимает сообразно правовому сознанию демократии вообще и трудящихся классов в особенности всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности, независимо от того, когда это насильственное присоединение совершено, независимо также от того, насколько развитой или отсталой является насильственно присоединяемая или насильственно удерживаемая в границах данного государства нация. Независимо, наконец, от того, в Европе или в далеких заокеанских странах эта нация живет.
Если какая бы то ни было нация удерживается в границах данного государства насилием, если ей, вопреки выраженному с ее стороны желанию – все равно, выражено ли это желание в печати, в народных собраниях, в решениях партий или возмущениях и восстаниях против национального гнета – не предоставляется права свободным голосованием, при полном выводе войска присоединяющей или вообще более сильной нации, решить без малейшего принуждения вопрос о формах государственного существования этой нации, то присоединение ее является аннексией, т.е. захватом и насилием.
Продолжать эту войну из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, Правительство считает величайшим преступлением против человечества и торжественно заявляет свою решимость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту войну на указанных, равно справедливых для всех без изъятия народностей условиях.
Вместе с тем Правительство заявляет, что оно отнюдь не считает вышеуказанных условий мира ультимативными, т.е. соглашается рассмотреть и всякие другие условия мира, настаивая лишь на возможно более быстром предложении их какой бы то ни было воюющей страной и на полнейшей ясности, на безусловном исключении всякой двусмысленности и всякой тайны при предложении условий мира.
Тайную дипломатию Правительство отменяет, со своей стороны выражая твердое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтвержденных или заключенных правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 г. Все содержание этих тайных договоров, поскольку оно направлено, как это в большинстве случаев бывало, к доставлению выгод и привилегий русским помещикам и капиталистам, к удержанию или увеличению аннексий великороссов, Правительство объявляет безусловно и немедленно отмененным.
Обращаясь с предложением к правительствам и народам всех стран начать немедленно открытые переговоры о заключении мира, Правительство выражает с своей стороны готовность вести эти переговоры как посредством письменных сношений, по телеграфу, так и путем переговоров между представителями разных стран или на конференции таковых представителей. Для облегчения таких переговоров Правительство назначает своего полномочного представителя в нейтральные страны.
Правительство предлагает всем правительствам и народам всех воюющих стран немедленно заключить перемирие, причем со своей стороны считает желательным, чтобы это перемирие было заключено не меньше как на три месяца, т.е. на такой срок, в течение которого вполне возможно как завершение переговоров о мире с участием представителей всех без изъятия народностей или наций, втянутых в войну или вынужденных к участию в ней, так равно и созыв полномочных собраний народных представителей всех стран для окончательного утверждения условий мира.
Обращаясь с этим предложением мира к правительствам и народам всех воюющих стран, Временное рабочее и крестьянское правительство России обращается также в особенности к сознательным рабочим трех самых передовых наций человечества и самых крупных участвующих в настоящей войне государств, Англии, Франции и Германии. Рабочие этих стран оказали наибольшие услуги делу прогресса и социализма, и великие образцы чартистского движения в Англии, ряд революций, имевших всемирно-историческое значение, совершенных французским пролетариатом, наконец, в геройской борьбе против исключительного закона в Германии и образцовой для рабочих всего мира длительной, упорной дисциплинированной работе создания массовых пролетарских организаций Германии – все эти образцы пролетарского героизма и исторического творчества служат нам порукой за то, что рабочие названных стран поймут лежащие на них теперь задачи освобождения человечества от ужасов войны и ее последствий, что эти рабочие всесторонней решительной и беззаветно энергичной деятельностью своей помогут нам успешно довести до конца дело мира и вместе с тем дело освобождения трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации.
Председатель Совета Народных Комиссаров
Владимир Ульянов-Ленин
Декрет о земле
26 октября/8 ноября 1917 г.
1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.
2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания.
3) Какая бы то ни было порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы крестьянских депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого размера участки и какие именно подлежат конфискации, для составления точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства на земле со всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.
4) Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией «Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов» и опубликованный в номере 88 этих «Известий» (Петроград, номер 88, 19 августа 1917 г.).
О земле
Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным собранием.
Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:
1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.
За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.
2) Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления.
3) Земельные участки с высоко-культурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т.под. не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их.
Усадебная, городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, причем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяется законодательным порядком.
4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч. конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины, в зависимости от величины и значения их.
Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного собрания.
5) Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа.
Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.
6) Право пользования землей получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается.
При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановления его трудоспособности, на этот срок прийти к нему на помощь путем общественной обработки земли.
Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение.
7) Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по трудовой или потребительной норме.
Формы пользования землей должны быть совершенно свободны, подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках.
8) Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями.
Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства.
При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным.
Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, причем преимущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица по указанию выбывших.
Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации (коренные улучшения), поскольку они не использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд, должны быть оплачены.
Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения подлежит переселению.
Организацию переселения, равно как и расходы по переселению и снабжению инвентарем и проч., должно взять на себя государство.
Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и проч. и, наконец, по жребию, либо по соглашению.
Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая должна определяться уездными Советами крестьянских депутатов.
Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.
Председатель Совета Народных Комиссаров
Владимир Ульянов-Ленин
Декрет о печати
27 октября/9 ноября 1917 г.
В тяжкий решительный час переворота и дней, непосредственно за ним следующих, Временный революционный комитет вынужден был предпринять целый ряд мер против контрреволюционной печати разных оттенков.
Немедленно со всех сторон поднялись крики о том, что новая социалистическая власть нарушила, таким образом, основной принцип своей программы, посягнув на свободу печати.
Рабочее и Крестьянское правительство обращает внимание населения на то, что в нашем обществе за этой либеральной ширмой фактически скрывается свобода для имущих классов, захватив в свои руки львиную долю всей прессы, невозбранно отравлять умы и вносить смуту в сознание масс.
Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в критический момент, когда новая власть, власть рабочих и крестьян, только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага в то время, как оно не менее опасно в такие минуты, чем бомбы и пулеметы. Вот почему и были приняты временные и экстренные меры для пресечения потока грязи и клеветы, в которых охотно потопила бы молодую победу народа желтая и зеленая пресса.
Как только новый порядок упрочится, – всякие административные воздействия на печать будут прекращены, для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону.
Считаясь, однако, с тем, что стеснение печати, даже в критические моменты, допустимо только в пределах абсолютно необходимых, Совет Народных Комиссаров постановляет:
Общее положение о печати
1) Закрытию подлежат лишь органы прессы: 1) призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому правительству; 2) сеющие смуту путем явно клеветнического извращения фактов; 3) призывающие к деяниям явно преступного, т.е. уголовно наказуемого характера.
2) Запрещения органов прессы, временные или постоянные, проводятся лишь по постановлению Совета Народных Комиссаров.
3) Настоящее положение имеет временный характер и будет отменено особым указом по наступлении нормальных условий общественной жизни.
Председатель Совета Народных Комиссаров
Владимир Ульянов-Ленин
Постановление об организации ВЦИК
Проект организации Центрального Исполнительного комитета
I. Заседание Центрального Исполнительного Комитета
1) Заседания Центрального Исполнительного Комитета Советов происходят в узком и расширенном составе.
Заседания узкого состава законны при наличности не менее 1/4 всех членов Центрального Исполнительного Комитета. В случае отсутствия кворума следующее заседание назначается на другой день, причем оно действительно при всяком числе явившихся членов Центрального Исполнительного Комитета.
Заседания расширенного состава законны при наличности не менее половины всех членов Центрального Исполнительного Комитета.
2) Расширенное заседание Центрального Исполнительного Комитета является органом направляющим и руководящим всей деятельностью Центрального Исполнительного Комитета; заседание пленума происходит не менее 1 раза в две недели.
Очередные сессии расширенных заседаний Центрального Исполнительного Комитета Советов созываются на 1 и 15 число каждого месяца.
3) Заседание Центрального Исполнительного Комитета Советов созывается по мере надобности Президиумом. По требованию фракций, входящих в состав, или по требованию 10 членов Центрального Исполнительного Комитета Президиум обязан созвать соответствующее заседание Центрального Исполнительного Комитета Советов в его узком составе.
4) За аккуратностью посещений заседаний Президиума Центрального Исполнительного Комитета должны следить фракции. Фракциям и предлагается всем членам Центрального Исполнительного Комитета, которыми без уважительных причин пропускаются подряд два заседания Центрального Исполнительного Комитета или Президиума, делать соответствующие предупреждения, а в третий раз пропуска заседаний отзывать этих членов и сменять их соответствующими кандидатами к членам Центрального Исполнительного Комитета.
II. Президиум
5) Президиум является как представительным органом, так и исполнительным.
Президиум подготовляет необходимые материалы для заседаний Центрального Исполнительного Комитета, проводит в жизнь постановления Центрального Исполнительного Комитета, наблюдает за текущей работой отделов Центрального Исполнительного Комитета, а также принимает решение в случае, когда созыв Центрального Исполнительного Комитета является невозможным и требуется срочность решения. Число членов Президиума равняется 1/10 части всех членов Центрального Исполнительного Комитета.
Заседания Президиума происходят ежедневно и законны при наличности не менее половины членов Президиума.
Текущие отчеты о своей деятельности Президиум представляет ежедневно заседанию Центрального Исполнительного Комитета в его узком составе.
III. Отделы Центрального Исполнительного Комитета
6) Центральный Исполнительный Комитет для организации и ведения всей своей работы организует отделы, которые являются рабочими органами Центрального Исполнительного Комитета. Отделы под руководством Президиума ведут всю текущую работу Центрального Исполнительного Комитета, подготовляют материалы для решения Президиума и заседаний Центрального Исполнительного Комитета и дают по вопросам, возникающим в процессе работ Президиума и Центрального Исполнительного Комитета, свои заключения.
7) Во главе отдела в качестве руководящих органов, направляющих и объединяющих всю работу отделов, стоят комиссии.
Члены комиссий намечаются Президиумом и утверждаются Центральным Исполнительным Комитетом. Комиссии предоставляется право кооптации в пределах не более одной трети числа набранных комиссией членов. Заведывающие отделами избираются комиссиями. Члены комиссий при обсуждении в Президиуме вопросов, касающихся их отделов, имеют право участвовать в заседаниях Президиума с правом совещательного голоса.
8) В пределах своей деятельности отделы Центрального Исполнительного Комитета автономны. Раз в неделю отделы обязаны представлять Президиуму отчеты о своих работах. Президиум имеет право «вето» по всем постановлениям отделов. В случае разногласий между Президиумом Центрального Исполнительного Комитета и отделами спорные вопросы переносятся на рассмотрение Центрального Исполнительного Комитета в его узком составе.
9) В первую очередь при Центральном Исполнительном Комитете организуются следующие отделы: 1) секретариат, 2) по борьбе с контрреволюцией, 3) по подготовке к Учредительному собранию, 4) по местному самоуправлению, 5) литературно-издательский, 6) агитационный, 7) иногородний, 8) автомобильный, 9) финансовый, 10) редакция, 11) типография, 12) международный.
10) Отделы составляют свои сметы и должны представлять их на утверждение Центрального Исполнительного Комитета в его узком составе.
IV. Материальное положение
членов Центрального Исполнительного Комитета
11) Все члены получают содержание в размере прожиточного минимума, каковой, согласно постановлениям Центрального Исполнительного Комитета первого состава, определен в 400 руб. в месяц. При командировках члены Центрального Исполнительного Комитета получают суточные в размере десяти рублей в сутки.
Дополнения к проекту, принятые на заседании ВЦИК 2(15) ноября
1) Члены Центрального Исполнительного Комитета, имеющие постоянный заработок, состоящие на государственной, общественной, частной службе или получающие оклад от рабочих организаций, не получают жалования от Центрального Исполнительного Комитета. В случае, если заработок члена Центрального Исполнительного Комитета ниже установленного оклада, то он получает разницу между получаемым и установленным Центральным Исполнительным Комитетом прожиточным минимумом.
2) Оплату в 400 руб. рассматривать как прожиточный минимум и установить временно на 1 месяц.
Дополнения к проекту, принятые на заседании ВЦИК 6(19) ноября
1) Каждый член Центрального Исполнительного Комитета, выбывший на время, замещается до своего возвращения кандидатом, представленным фракцией по кандидатскому списку.
2) Каждый кандидат пользуется только тогда решающим голосом на заседаниях Центрального Исполнительного Комитета, если от бюро по фракции сделано заявление в Президиум Центрального Исполнительного Комитета о заместительстве с указанием, кто именно кого замещает, и утверждается на собрании Центрального Исполнительного Комитета.
3) Кандидаты пользуются правом совещательного голоса на заседаниях Центрального Исполнительного Комитета.
4) Количество кандидатов может быть не более половины числа членов фракции.
Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов
11/24 ноября 1917 г.
Ст. 1. Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются.
Ст. 2. Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр.), титулы (княжеские, графские и пр.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование граждан Российской Республики.
Ст. 3. Имущества дворянских сословных учреждений немедленно передаются соответствующим земским самоуправлениям.
Ст. 4. Имущества купеческих и мещанских обществ немедленно поступают в распоряжение соответствующих городских самоуправлений.
Ст. 5. Все сословные учреждения, дела, производства и архивы передаются немедленно в ведение соответствующих городских и земских самоуправлений.
Ст. 6. Все соответствующие статьи доныне действовавших законов отменяются.
Ст. 7. Настоящий декрет вступает в силу со дня его опубликования и немедленно приводится в исполнение местными Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Настоящий декрет утвержден Центральным Исполнительным Комитетом Советов рабочих и солдатских депутатов в заседании 10 ноября 1917 г.
Подписали:
Председатель Центрального Исполнительного Комитета Я.Свердлов.
Председатель Совета Народных Комиссаров Вл.Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В.Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н.Горбунов.
Декрет о суде
22 ноября/5 декабря 1917 г.
Совет Народных Комиссаров постановляет:
1) Упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды, заменяя все эти установления судами, образуемыми на основании демократических выборов.
О порядке дальнейшего направления и движения неоконченных дел будет издан особый декрет.
Течение всех сроков приостанавливается, считая с 25 октября с.г. впредь до особого декрета.
2) Приостановить действие существующего доныне института мировых судей, заменяя мировых судей, избираемых доныне непрямыми выборами, местными судами в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Местные судьи избираются впредь на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно – районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Этими же Советами составляются списки очередных заседателей и определяется очередь их явки на сессию.
Прежние мировые судьи не лишаются права, при изъявлении ими на то согласия, быть избранными в местные судьи как временно Советами, так и окончательно на демократических выборах.
Местные суды решают все гражданские дела ценой до 3000 руб., а уголовные дела, если обвиняемому угрожает наказание не свыше 2 лет лишения свободы и если гражданский иск не превышает 3000 руб. Приговоры и решения местных судов окончательны и обжалованию в апелляционном порядке не подлежат. По делам, по коим присуждено денежное взыскание свыше 100 руб. или лишение свободы свыше 7 дней, допускается просьба о кассации. Кассационной инстанцией является уездный, а в столицах – столичный съезд местных судей.
Для разрешения уголовных дел на фронтах местные суды тем же порядком избираются полковыми советами, а где их нет, полковыми комитетами.
О судопроизводстве по прочим судебным делам будет издан особый декрет.
3) Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры.
Впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагается на местных судей единолично, причем постановления их о личном задержании и о предании суду должны быть подтверждены постановлением всего местного суда.
В роли же обвинителей и защитников, допускаемых и в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам – поверенными, допускаются все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами.
4) Для принятия и дальнейшего направления дел и производств как судебных установлений, так и чинов предварительного следствия и прокурорского надзора, а равно и советов присяжных поверенных соответствующие местные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избирают особых комиссаров, которые принимают в свое ведение и архивы и имущества этих учреждений.
Всем низшим и канцелярским чинам упраздняемых учреждений предписывается оставаться на своих местах и под общим руководством комиссаров исполнять все необходимые работы по направлению неоконченных дел, а равно и давать в назначенные дни заинтересованным лицам справки о положении их дел.
5) Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию.
Примечание. Отмененными признаются все законы, противоречащие декретам Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Рабочего и Крестьянского правительства, а также программам-минимум Российской социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-революционеров.
6) По всем спорным гражданским, а также и частно-уголовным делам стороны могут обращаться к третейскому суду. Порядок третейского суда будет определен особым декретом.
7) Право помилования и восстановления в правах лиц, осужденных по уголовным делам, впредь принадлежит судебной власти.
8) Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц, учреждаются рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Для производства же по этим делам предварительного следствия при тех же Советах образуются особые следственные комиссии.
Все следственные комиссии, доныне существовавшие, отменяются, с передачей их дел и производств во вновь организуемые при Советах следственные комиссии.
Председатель Совета Народных Комиссаров В.Ульянов (Ленин).
Комиссары: А.Шлихтер. А.Шляпников. И.Джугашвили (Сталин). Н.Авилов (Н.Глебов). П.Стучка.
Декрет об учреждении Высшего совета народного хозяйства
2/15 декабря 1917 г.
1) При Совете Народных Комиссаров учреждается Высший совет народного хозяйства.
2) Задачей Высшего совета народного хозяйства является организация народного хозяйства и государственных финансов. С этой целью Высший совет народного хозяйства вырабатывает общие нормы и план регулирования экономической жизни страны, согласует и объединяет деятельность центральных и местных регулирующих учреждений (совещаний по топливу, металлу, транспорту, центральный продовольственный комитет и пр.), соответствующих народных комиссариатов (торговли и промышленности, продовольствия, земледелия, финансов, военно-морского и т.д.), Всероссийского совета рабочего контроля, а также соответственную деятельность фабрично-заводских и профессиональных организаций рабочего класса.
3) Высшему совету народного хозяйства предоставляется право конфискации, реквизиции, секвестра, принудительного синдицирования различных отраслей промышленности и торговли и прочих мероприятий в области производства, распределения и государственных финансов.
4) Все существующие учреждения по регулированию хозяйства подчиняются Высшему совету народного хозяйства, которому предоставляется право их реформирования.
5) Высший совет народного хозяйства образуется: а) из Всероссийского совета рабочего контроля, состав которого определен декретом от 14 ноября 1917 г.; б) из представителей от всех народных комиссариатов; в) из сведущих лиц, приглашаемых с совещательным голосом.
6) Высший совет народного хозяйства разбивается на секции и отделы (по топливу, металлу, демобилизации, финансам и пр.), причем количество и сфера деятельности этих отделов и секций определяется общим собранием Высшего совета народного хозяйства.
7) Отделы Высшего совета народного хозяйства ведут работу по регулированию отдельных областей народнохозяйственной жизни, а также подготовляют мероприятия соответствующих народных комиссариатов.
8) Высший совет народного хозяйства выделяет из своей среды бюро в составе 15 человек для координации текущей работы секций и отделов и выполнения задач, требующих немедленного разрешения.
9) Все законопроекты и крупные мероприятия, имеющие отношение к регулированию народного хозяйства в его целом, вносятся в Совет Народных Комиссаров через Высший совет народного хозяйства.
10) Высший совет народного хозяйства объединяет и направляет работу местных экономических отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, включающих в себя местные органы рабочего контроля, а также местных комиссаров труда, торговли и промышленности, продовольствия и пр.
При отсутствии соответствующих экономических отделов Высший совет народного хозяйства образует свои местные органы.
Для экономических отделов местных Советов, являющихся местными органами Высшего совета народного хозяйства, обязательны все постановления Высшего совета народного хозяйства.
Председатель Центрального Исполнительного Комитета Я.Свердлов.
Председатель Совета Народных Комиссаров Вл.Ульянов (Ленин).
Народные комиссары: И.Сталин. Н.Авилов (Н.Глебов).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Вл.Бонч-Бруевич.
Секретарь Н.Горбунов
Декрет ВЦИК о национализации банков
14/27 декабря 1917 г.
В интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковой спекуляции и всемерного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковым капиталом и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов – единого народного банка Российской Республики, Центральный Исполнительный Комитет постановляет:
1) Банковое дело объявляется государственной монополией.
2) Все ныне существующие частные акционерные банки и банкирские конторы объединяются с Государственным банком.
3) Активы и пассивы ликвидируемых предприятий перенимаются Государственным банком.
4) Порядок слияния частных банков с Государственным банком определяется особым декретом.
5) Временное управление делами частных банков передается совету Государственного банка.
6) Интересы мелких вкладчиков будут целиком обеспечены.
Декрет ВЦИК о роспуске Учредительного собрания
6/19 января 1918 г.
Российская революция, с самого начала своего, выдвинула Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, как массовую организацию всех трудящихся и эксплуатируемых классов, единственно способную руководить борьбою этих классов за их полное политическое и экономическое освобождение.
В течение всего первого периода российской революции Советы множились, росли и крепли, изживая на собственном опыте иллюзии соглашательства с буржуазией, обманчивость форм буржуазно-демократического парламентаризма, приходя практически к выводу о невозможности освобождения угнетенных классов без разрыва с этими формами и со всяким соглашательством. Таким разрывом явилась Октябрьская революция, передача всей власти в руки Советов.
Учредительное собрание, выбранное по спискам, составленным до Октябрьской революции, явилось выражением старого соотношения политических сил, когда у власти были соглашатели и кадеты.
Народ не мог тогда, голосуя за кандидатов партии эсеров, делать выбора между правыми эсерами, сторонниками буржуазии, и левыми, сторонниками социализма. Таким образом, это Учредительное собрание, которое должно было явиться венцом буржуазно-парламентарной республики, не могло не встать поперек пути Октябрьской революции и Советской власти. Октябрьская революция, дав власть Советам и через Советы трудящимся и эксплуатируемым классам, вызвала отчаянное сопротивление эксплуататоров и в подавлении этого сопротивления вполне обнаружила себя, как начало социалистической революции.
Трудящимся классам пришлось убедиться на опыте, что старый буржуазный парламентаризм пережил себя, что он совершенно несовместим с задачами осуществления социализма, что не общенациональные, а только классовые учреждения (каковы Советы) в состоянии победить сопротивление имущих классов и заложить основы социалистического общества.
Всякий отказ от полноты власти Советов, от завоеванной народом Советской Республики в пользу буржуазного парламентаризма и Учредительного собрания был бы теперь шагом назад и крахом
Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков предложение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций большевиков и левых эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.
А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики, ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению ее, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся.
Ясно, что оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за свержение власти Советов.
Поэтому Центральный Исполнительный Комитет постановляет:
Учредительное собрание распускается.
Декрет СНК об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии
15/28 января 1918 г.
Старая армия служила орудием классового угнетения трудящихся буржуазией. С переходом власти к трудящимся и эксплуатируемым классам возникла необходимость создания новой армии, которая явится оплотом Советской власти в настоящем, фундаментом для замены постоянной армии всенародным вооружением в ближайшем будущем и послужит поддержкой для грядущей социалистической революции в Европе.
I
Ввиду этого Совет Народных Комиссаров постановляет: организовать новую армию под названием «Рабоче-Крестьянская Красная Армия», на следующих основаниях:
1) Рабоче-Крестьянская Красная Армия создается из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс.
2) Доступ в ее ряды открыт для всех граждан Российской Республики не моложе 18 лет. В Красную Армию поступает каждый, кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний Октябрьской революции, власти Советов и социализма. Для вступления в ряды Красной Армии необходимы рекомендации: войсковых комитетов или общественных демократических организаций, стоящих на платформе Советской власти, партийных или профессиональных организаций или, по крайней мере, двух членов этих организаций. При вступлении целыми частями требуется круговая порука всех и поименное голосование.
II
1) Воины Рабоче-Крестьянской Красной Армии состоят на полном государственном довольствии и сверх сего получают 50 руб. в месяц.
2) Нетрудоспособные члены семей солдат Красной Армии, находившиеся ранее на их иждивении, обеспечиваются всем необходимым по местным потребительным нормам, согласно постановлениям местных органов Советской власти.
III
Верховным руководящим органом Рабоче-Крестьянской Красной Армии является Совет Народных Комиссаров. Непосредственное руководство и управление армией сосредоточено в Комиссариате по военным делам, в созданной при нем особой Всероссийской коллегии.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)
Верховный главнокомандующий Н. Крыленко Народные комиссары по военным и морским делам: Дыбенко и Подвойский
Народные комиссары: Прошьян, Затонский и Штейнберг
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Вл. Бонч-Бруевич
Секретарь Совета Народных Комиссаров Н. Горбунов
Декрет СНК о свободе совести, церковных и религиозных обществах
20 января/2 февраля 1918 г.
1. Церковь отделяется от государства.
2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.
3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.
Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.
4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.
5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан Советской Республики.
Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.
6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.
Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другой, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.
7. Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание.
8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.
9. Школа отделяется от церкви.
Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.
Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.
10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никаки-
ми ни преимуществами, ни субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.
11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных или религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.
12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.
13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием.
Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)
Народные комиссары: Н. Подвойский, В. Алгасов, В. Трутовский, А. Шлихтер, П. Прошьян, В. Менжинский, А. Шляпников, Г. Петровский
Управляющий делами Вл. Бонч-Бруевич
Секретарь Н. Горбунов
Постановление СНК о красном терроре
5 сентября 1918 г.
Совет Народных Комиссаров, заслушав доклад председателя Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности о деятельности этой комиссии, находит, что при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью; что для усиления деятельности Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности и внесения в нее большей планомерности необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры.
Народный комиссар юстиции Д. Курский
Народный комиссар внутренних дел Г. Петровский
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Вл. Бонч-Бруевич Секретарь Л. Фотиева
Милюков П.Н. Воспоминания, в 2-х тт. М., 1990
Октябрьская революция: Мемуары. (Революция и гражданская война в описании белогвардейцев). М., 1991
Суханов Н.Н. Записки о революции, в 3-х тт. М., 1991
Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары. М., 1993
Ответь на вопросы викторины «История в фактах»