Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ВАН ФУ

ВАН ФУ, Ван Цзесинь (76[–85]–157[–167]), китайский философ-конфуцианец, политический мыслитель. Родился в Линьцзине (совр. уезд Чжэньюань провинции Ганьсу). Будучи сыном наложницы и не имея возможности сделать карьеру, вел частный образ жизни и занимался литературным творчеством, в котором выражал позицию анахоретствующего интеллектуала. Отсюда название его главного сочинения, написанного в середине или в конце жизни, – Суждения сокровенного человека (Цянь фу лунь); состоит из 36 глав, последняя из которых резюмирует предыдущие (древнейшее издание – 1305). Состоял в дружеских отношениях с выдающимися мыслителями и учеными своего времени Чжан Хэном (78–139) и Ма Жуном (79–166).

Также по теме:
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Следуя материалистическим и рационалистическим взглядам Ван Чуна (1 в.), Ван Фу считал истоком всего сущего «изначальную пневму» (юань ци1), которая сначала находилась в состоянии «Великой первозданности» (тай чу), представлявшем собой лишенное «форм» (син2) хаотическое единство «тьмы семенных эссенций (цзин3)», а затем благодаря самотрансформации дифференцировалась и образовала мироздание с человеком в центре. «Дао – корень пневмы (ци1), пневма – миссия (ши7) дао». Дао человека состоит в «деянии» (вэй1), посредством которого он связывается с силами инь ян и воздействует на Небо (тянь) и Землю (ди2), «регулируя» (ли1) и реализуя идущие от них импульсы. Человеку не присущи врожденные знания и способности, он обретает их в учении, делающем его носителем «благодати/добродетели» (дэ1) и «должной справедливости» (и1). Именно эти качества, а не законы (фа1) и правовые нормы, по Ван Фу, прежде всего необходимы для достижения обществом идеального состояния «Великого равновесия» (Тай пин). Он подверг острой критике пороки современного ему общества, ответственность за которые возлагал на своекорыстных льстецов, вкравшихся в доверие к государю. Главной задачей государя должно быть возвышение «достойных» (сянь2), под управлением которых народ, составляющий основу государства, сможет самостоятельно удовлетворять свои материальные потребности.

Также по теме:
КОНФУЦИАНСТВО
КОНФУЦИАНСТВО
Также по теме:
КОНФУЦИЙ
КОНФУЦИЙ

ВАН ФУ

Также по теме:
Философия

Литература:

Цянь фу лунь. Вступ. ст. и пер. П.М. Устина, Лин Лин. – В кн.: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Наше кино

Пройти тест
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест

Литературная викторина

Пройти тест

Философия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет