Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ВАН ЦЗИ

ВАН ЦЗИ, Ван Жучжун, Ван Лунси (1498–1583), китайский неоконфуцианец, ближайший ученик и сородич Ван Янмина, один из главных представителей «левого крыла» янминизма (см. ВАН ЯНМИНА ШКОЛА), сблизившегося с чань-буддизмом. Родился 26 мая 1498 в Шаньине (округ Шаосин провинции Чжэцзян). Ван Цзи происходил из семьи чиновника и после получения в 1532 высшей ученой степени цзиньши занимал ряд ответственных постов в военном министерстве. Однако в 1542 оставил службу и в последующие сорок с лишним лет, несмотря на неоднократные призывы, не возвращался к ней, занимаясь философскими исследованиями и чтением лекций в различных частях страны. Бесплодие жены побудило его обратиться к изучению даосской сексуальной практики, основанной на учении о «пестовании жизни» (ян шэн). Умер Ван Цзи 5 июля 1583.

Также по теме:
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Основное теоретическое достижение Ван Цзи – этико-гносеологическая концепция «четырех отсутствий» (сы у), которая вместе с противоположной концепцией его близкого друга и сподвижника Цянь Дэхуна явилась реакцией на итоговые для Ван Янмина «четыре постулата», высказанные на мосту Небесного источника (1527): «Отсутствие добра и зла – такова сущность (ти1) сердца. Наличие добра и зла – таково движение помыслов (и3). Знание (чжи2) добра и зла – таково благосмыслие (лян чжи). Совершение добра и устранение зла – таково выверение вещей (гэ у)». Исходя из первого постулата и тезиса Ван Янмина: «Сердце, помысел, знание и вещь суть единое дело», Ван Цзи пришел к выводу, что идеальное нравственно-психологическое состояние должно характеризоваться «отсутствием добра и зла» на всех четырех этико-гносеологических уровнях, а не только на первом. Под «отсутствием добра и зла» подразумевалось наличие высшего блага, которое не нуждается в преднамеренном различении добра и зла, поскольку означает естественное и спонтанное осуществление добра. Эта концепция строилась с помощью антитетических понятий, таких, как «сердце без сердца», «помыслы без помыслов», «знание без знания», «вещи без вещей», призванных запечатлеть априорную и трансцендентальную этико-гносеологическую реальность. Знание, или «благосмыслие» (лян чжи), составляющее «сущность сердца», Ван Цзи, в отличие от обычного сознания (ши4), представлял не имеющим ни начала ни конца, не разделяющим субъект и объект, превосходящим жизнь и смерть, подобным поверхности зеркала, которая, сама по себе будучи пустой, делает возможным любое отражение, то есть функционирование сознания. Восхождение от сознания к этому знанию доступно всем, так как в каждом человеке «благосмыслие совершенно» (лян чжи сянь чэн). Оно нуждается не в развитии, а в полном высвобождении, для чего необходима вера (синь2) в него и целенаправленное моральное усилие. Последнее требование отделяло Ван Цзи от представителей «правого», квиетистского крыла янминизма (см. ВАН ЯНМИНА ШКОЛА). Результирующее «просветление» (у4 – буддийско-даосский термин) бывает трех видов (по возрастанию значимости): основанное на словесных наставлениях – «разъясняющее» (цзе), на медитации – «свидетельствующее» (чжэн2), на прямом экзистенциальном усмотрении – «проницающее» (чэ).

Также по теме:
НЕОКОНФУЦИАНСТВО
НЕОКОНФУЦИАНСТВО

Гносеологически всеобъемлющая и одновременно «пустотная», «благосмысленная» «первосущиость сердца» в онтологическом плане отождествлялась с «отсутствием/небытием» (у1), порождающим «наличие/бытие» (ю, см. Ю – У) и составляющим с ним единство, что являлось неоконфуцианским переосмыслением положений Дао дэ цзина: «Наличие/бытие рождается из отсутствия/небытия» и «Наличие/бытие и отсутствие/небытие рождают (животворят) друг друга» (§ 40, 2). Творческий импульс этого диалектического единства у Ван Цзи выражало понятие «таинственной» («сюань – также термин Дао дэ цзина, см. СЮАНЬ СЮЭ) «жизненной пружины» (шэн цзи). Впервые разработанное даосами в трактате Чжуан-цзы понятие «пружины» (цзи1) как механико-органического импульса, первотолчка, он использовал для определения «благосмыслия», создающего «совершенномудрие» (шэн1). В концепции «отсутствия/небытия» Ван Цзи сказалось влияние Ян Цзяня (12–13 вв.), в отличие от которого он, однако, трактовал «отсутствие/небытие» как активное и динамическое начало, то есть в некотором смысле «сверхбытие». Признание фундаментальной роли «отсутствия/небытия» и сопряженной с ним «пустоты/вместимости» (сюй), а также соответствующая проблематика и терминология сближали учение Ван Цзи с буддизмом и даосизмом, что он открыто признавал, в частности прямо идентифицируя «доведение благосмыслия до конца» (чжи лян чжи) с буддийской самоподготовкой к внутреннему «просветлению».

Также по теме:
Философия

Литература:

Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Путешественники

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет