Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ВАН ТУН

ВАН ТУН, Ван Чжунъянь, Вэньчжун-цзы (584–617), философ и политический мыслитель, крупнейший представитель «правоверного» конфуцианства в период от Ян Сюна (1 в. до н.э. – 1 в. н.э.) до Хань Юя (8–9 вв.). Родился в 584 в Лунмэне, области Цзянчжоу (совр. уезд Хэцзинь провинции Шаньси). Ван Тун сыграл важную роль в сохранении конфуцианской традиции в условиях идейного доминирования буддизма, развив теорию сущностного единства «трех учений» (сань цзяо) – конфуцианства, буддизма, даосизма и став самым ранним провозвестником идеологии неоконфуцианства. После того как император Вэнь-ди династии Суй (581–618) отверг представленный Ван Туном социально-политический проект достижения «Великого равновесия» (Тай пин), Ван Тун вел частную жизнь, среди его учеников были крупные государственные деятели периода правления династии Тан (618–907). Этот посмертный практический успех учения Ван Туна обусловил его большую популярность у представителей политико-утилитаристского направления в неоконфуцианстве. Ван Тун первым ввел в употребление термин «цзин цзи» – «каноническое управление и упорядочение», в традиционном лексиконе обозначающий общую систему организации общества и государства («мира и народа»), а в современном лексиконе – экономику. В подражание канонической конфуцианской летописи Чунь цю создал Канон начала (Юань цзин), охватывающий исторические события 290–589, но дошедший до нас текст, очевидно, является подделкой 11 в. Главное и единственно сохранившееся философское сочинение Ван Туна – Чжун шо (Срединные изъяснения, или Изъяснения срединности) – написано в диалогическом жанре «записей бесед» (юй лу) в подражание Лунь юю (Суждениям и беседам) Конфуция (6–5 вв. до н.э.). Это произведение, состоящее из 10 цзюаней («свитков») и записанное сыновьями Ван Туна – Ван Фуцзяо и Ван Фуши, известно также под названием Вэньчжун-цзы (Мудрец Культурной срединности) – по посмертному имени автора.

Также по теме:
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Также по теме:
НЕОКОНФУЦИАНСТВО
НЕОКОНФУЦИАНСТВО

ВАН ТУН

Также по теме:
Философия

Литература:

Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Мифология

Пройти тест

Государственные флаги

Пройти тест

Знаменитые речи

Пройти тест
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет