Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ВЭЙ ЮАНЬ

ВЭЙ ЮАНЬ, Вэй Ханьши, Вэй Мошэнь (1794–1856(7)), китайский философ-неоконфуцианец, ученый-энциклопедист, литератор и политический деятель, представитель «школы новых текстов» («школы текстов новых письмен»), воссозданной в 18 в. Родился 23 апре ля 1794 в Шаояне провинции Хунань в семье чиновника, находился на государственной службе, в 1844 получил высшую ученую степень цзиньши, дружил с Гун Цзычжэнем (1792–1841) и Линь Цзэсюем (1775–1850). Взгляды Вэй Юаня отражены в сборнике эссе Гувэйтан цзи (Собрание [сочинений] из Зала древних сокровенностей, 1878), состоящем из 10 цзюаней («свитков») и включающем его главное философское сочинение Мо гу (Записки Молчальника [Мо]). В 1909 сборник переиздан под заглавием Вэй Мошэнь вэнь цзи (Собрание прозы Вэй Мошэня). Писал комментарии к древнекитайской классике, из которых наиболее значительный – Лао-цзы бэнь и (Коренной смысл [сочинения] Лао-цзы), содержащий оригинальную разбивку текста Дао дэ цзина на 68, а не на 81 параграф и включенный в состав канонической серии Чжу цзы цзи чэн (Корпус философской классики). Вэй Юань создал также историко-политические и страноведческие труды: Шэн у цзи (Записки о священной войне, 1842), Юань ши синь бянь (Новая редакция истории [династии] Юань, издание 1905), Хай го ту чжи (Описания заморских государств [с приложением] карт, 1849). В последнем сочинении, основанном на работе Линь Цзэсюя Сы чжоу чжи (Сведения о четырех материках) и, по утверждению некоторых историков, известном в Японии в эпоху «революции Мэйдзи», были использованы также сведения из западных источников, что было новаторством для Китая того времени. Продолжением концепции Вэй Юаня в политике стал лозунг: «Руками варваров управлять варварами».

Также по теме:
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

После поражения Китая в «опиумной войне» Вэй Юань одним из первых выдвинул программу модернизации страны путем заимствования западных научно-технических достижений, получившую впоследствии название «политика усвоения заморских дел». Утверждая, что в мире нет неизменных законов (фа1), Вэй Юань пытался проводить практические преобразования в области транспортировки хлебного налога, контроля над добычей и сбытом соли, ирригации и т.п., выступал за отмену экзаменацоинной системы (кэ цзюй). Он считал практический, прежде всего личный, опыт критерием «истины и лжи» (ши фэй), отождествляемых с «пользой и вредом» (ли хай), и заявлял, что без действия (син3) не может быть знания (чжи2). По Вэй Юаню, образующие мир «превращения пневмы» (ци хуа) представляют собой ни на миг не замирающий процесс изменений, источник которого – универсальная «двойственность» (дуй) явлений. Все членится на пары противоположностей, в которых один элемент – «главенствующий» (чжу), а другой – «содействующий» (фу). Противоположности содержатся друг в друге, превращаются друг в друга. Человек способен к творческому самосозиданию («сотворению превращений – цзао хуа) посредством сознательного и методического приобщения к творческому самосозиданию природы, с которой он связан единством «духовной энергии» (лин шуан). Человеческие проблемы разрешаются в процессе взаимодействия различных мнений. Философские и социально-политические взгляды Вэй Юаня оказали глубокое влияние на последующее реформаторское движение (см. КАН ЮВЭЙ; ЛЯН ЦИЧАО;.

Умер Вэй Юань в Ханчжоу провинции Чжэцзян.

Также по теме:
НЕОКОНФУЦИАНСТВО
НЕОКОНФУЦИАНСТВО

ВЭЙ ЮАНЬ

Также по теме:
Философия

Литература:

Вэй Юань. Предисловие к сборнику «Материалы эпохи царствующей династии», «Записки Мо». – В кн.: Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840–1898). М., 1961
История китайской философии. М., 1989
История политических и правовых учений 19 в. М., 1993
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет