Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ВИКО, ДЖАМБАТТИСТА

ВИКО, ДЖАМБАТТИСТА (Vico, Giambattista) (1668–1744), итальянский философ и историк, предвосхитивший методы историко-культурных и этнологических исследований. Родился в Неаполе 23 июня 1668 в семье книготорговца. Обучался в нескольких школах, в том числе в иезуитском коллегиуме. В очень раннем возрасте заинтересовался философскими вопросами, новой философией Декарта, изучал метафизику и гражданское право, читал Платона, Тацита, Макиавелли. В 1699–1708 был профессором риторики университета Неаполя. Вико стремился получить должность профессора гражданского права; когда ему было в этом отказано, погрузился в изучение вопроса о происхождении естественного права, занимавшего философов 17 и 18 вв. В ходе исследований Вико расширил рамки поставленных задач и в работе Основания новой науки об общей природе наций (Principi di una scienza nuova d'intorno alla comune natura delle nazione.., или просто Scienza nuova), выдержавшей несколько изданий (в частности, в 1725, 1730 и посмертно в 1744) и множество исправлений, попытался не только описать историю естественного права, но и найти идеальную схему всеобщей истории.

Также по теме:
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ

Вико выдвинул циклическую теорию развития общества. Согласно его концепции, циклы развития, по которым Провидение шаг за шагом ведет человечество от варварства к цивилизации, история проходила от древнейших времен до эпохи заката Рима и вновь от «нового варварства» темных веков к эпохе Просвещения. Мысль о руке Провидения носит религиозный характер – Вико был верным сыном Церкви, – однако в то же время на него повлияли идеи Пико делла Мирандолы, Гоббса, Фрэнсиса Бэкона, Гуго Гроция и даже Декарта. Его собственная мысль оказала воздействие на Кузена, Мишле, Гердера, Гегеля, Конта, Кроче, Джентиле, Шпенглера. Другое направление влияния – традиция «понимания» в лице В.Дильтея и Р.Дж.Коллингвуда. Отдельные идеи Вико, например о взаимной враждебности общественных классов, оказались близки марксизму. Другие его сочинения – Жизнь Джамбаттисты Вико, написанная им самим (1725, с дополнениями в 1728 и 1731) и по-латыни De antiquissima Italorum sapientia (О древней мудрости итальянцев, 1710).

Умер Вико в Неаполе 23 января 1744.

ДЖАМБАТТИСТА ВИКО

Также по теме:
ФилософияИстория

Литература:

Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1940
Киссель М.А. Джамбаттиста Вико. М., 1980

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Математика

Пройти тест

Африка

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Философия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет