Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КИРЕЕВСКИЙ, ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ

КИРЕЕВСКИЙ, ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ (1808–1856), русский историк-фольклорист, славянофил. Младший брат И.В.Киреевского. Родился 11 (23) февраля 1808 в селе Долбино Лихвинского уезда Калужской губернии. В детстве испытал влияние В.А.Жуковского, родственника и друга семьи. После переезда в Москву (1822) занимался дома с профессорами Московского университета. В середине 1820-х годов вместе с братом входил в кружок любомудров, публиковал свои переводы в «Московском вестнике» (в том числе переводы сочинений Байрона, Кальдерона и др.). В 1829 Киреевский уезжает в Германию, слушает в Мюнхенском университете лекции Л.Окена, Й.Герреса, Ф.Шеллинга. Особенно значительным было влияние Шеллинга, с которым он был знаком лично. Результатом философских изысканий Киреевского в начале 1830-х годов стали Философские заметки (опубликованы частично) и незавершенная статья о «политической философии» Сен-Симона.

Также по теме:
ФОЛЬКЛОР
ФОЛЬКЛОР

В 1831–1835 служил в Московском архиве Министерства иностранных дел. В эти же годы начинает заниматься записями народных русских песен, заинтересовывает этим многих деятелей культуры (в том числе Н.Гоголя, А.Кольцова, В.Даля, М.Погодина и др.). В 1840–1850-е годы Киреевский опубликовал более семидесяти песен. Его по праву можно считать одним из основоположников русской фольклористики. Восприняв первое Философическое письмо Чаадаева как проявление крайнего индивидуализма, оскорбляющего «могилы отцов», Киреевский стремился противопоставить «чаадаевщине» опыт восстановления исторической памяти: «предание – беспамятности» (в письме Н.М.Языкову). Основные принципы собственного понимания раннего этапа русской истории он сформулировал в статье О древней русской истории. Письмо к М.П.Погодину (1845). Киреевский придавал особое значение нравственным элементам патриархального быта древних славян, настаивая, что его органические связи крепились не только «единством управления, а больше взаимным сочувствием, выходящим из единства быта и рождающим единство потребностей». Как и другие славянофилы, он видел своеобразие жизни славянских народов в отсутствии личной собственности на землю и общинном землевладении.

Умер Киреевский в Киреевской Слободке под Орлом 25 октября (6 ноября) 1856.

Также по теме:
История

Литература:

Киреевский П.В. Изложение курса новогреческой литературы. – Московский вестник, 1827, № 13, 15
Киреевский П.В. О древней русской истории. – Москвитянин, 1845, ч. 11, № 3
Лясковский В. Братья Киреевские, жизнь и труды. СПб, 1899
Саймонов А.Д. П.В.Киреевский и его собрание народных песен. Л., 1971

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет