Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КЛАРК, КЕННЕТ МАККЕНЗИ

КЛАРК, КЕННЕТ МАККЕНЗИ (Clark, Kenneth Mackenzie) (1903–1983), английский историк искусства, критик и лектор, один из выдающихся искусствоведов 20 в. Его аудитория выходила далеко за пределы академических кругов, а знаменитая серия телепередач «Цивилизация», впервые транслировавшаяся в Великобритании в 1969–1970, затем показывалась по всему миру. Одним из главных достоинств Кларка было его умение совмещать глубокий стилистический анализ с доступным объяснением смысла произведения искусства. Кларк внес неоценимый вклад в науку своими исследованиями в области итальянского Ренессанса и творчества Леонардо да Винчи, Пьеро делла Франческа, а также Рембрандта и Уильяма Тернера.

Также по теме:
ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

Кларк родился 13 июля 1903 в Лондоне. В 1922–1926 учился в Тринити-колледже в Оксфорде, где познакомился со своим первым учителем, Чарлзом Беллом, хранителем отдела искусства Музея Ашмола. Именно Белл подсказал Кларку сюжет его первой книги – Возрождение готики (1928), эссе о неоготике в Англии. В 1931 Кларк сменил Белла на его посту – после двухгодичной стажировки в Италии под руководством известного знатока искусства Бернарда Бернсона.

В 1934 Кларк стал директором лондонской Национальной галереи – самым молодым в ее истории – и оставался на этом посту до 1945. Среди значительных произведений живописи, приобретенных по его инициативе, – картины Сассетты, Джованни ди Паоло, Босха, Рембрандта, Энгра и Сезанна. В период работы в галерее он установил новые стандарты научного хранения произведений искусства. Во время Второй мировой войны, когда Лондон подвергался бомбардировкам, Кларк отвечал за эвакуацию картин, а в конце войны – за их благополучное возвращение. В это время он помогал и современным английским художникам, в том числе и собственными средствами.

В 1934–1944 Кларк занимал должность хранителя королевской коллекции. За это время он составил каталог обширного собрания рисунков Леонардо да Винчи в Виндзорском замке (1935), за которым последовала монография о Леонардо (1939). В 1946 Кларк получил почетное звание профессора Школы изящных искусств Слейда в Оксфорде. Первые прочитанные им лекции Кларк переработал в книгу Пейзаж в искусстве (1949). Подобная практика продолжилась и в последующие годы: ученый высказывал свои идеи в публичных лекциях, а затем разрабатывал их в книгах. В 1951 Кларк издал монографию о находившемся долгое время в забвении итальянском художнике 15 в. Пьеро делла Франческа. Он был первым, кто перевел абстрактные, математические концепции формы Пьеро делла Франческа на язык современных понятий. Следующей стала книга Обнаженные: изучение идеальной формы (1956) – обзор традиции изображения обнаженной натуры в западноевропейском искусстве. Следует отметить такие книги исследователя, как Всматриваясь в картины (1960), Рембрандт и итальянское Возрождение (1966), Цивилизация (1975) и Моменты видения (1982), а также две остроумные и необычно откровенные автобиографии, Другая часть леса (1974) и Вторая половина (1977).

В 1969 Кларк был удостоен пожизненного звания пэра и официально именовался барон Кларк оф Солтвуд – по названию замка, ставшего его постоянным местом обитания. Умер Кларк в графстве Хайт (Англия) 21 мая 1983.

Также по теме:
Живопись и ГрафикаИстория

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Государственные флаги

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет