Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КОРТОНА, ПЬЕТРО БЕРРЕТТИНИ ДА

КОРТОНА, ПЬЕТРО БЕРРЕТТИНИ ДА (Cortona, Pietro Berrettini da) (1596–1669), итальянский живописец, архитектор и декоратор эпохи барокко. Родился в городке Кортона в Тоскане 1 ноября 1596; около 1612 приехал в Рим, где учился живописи у флорентийских художников Андреа Коммоди и Баччо Чарпи. Иллюзионистический, яркий и декоративный стиль живописи Пьетро да Кортона представляет собой одну из вершин римского искусства эпохи барокко. Наиболее известной его работой является плафон римского палаццо Барберини. На нем представлена аллегорическая композиция, прославляющая папу Урбана VIII, члена семьи Барберини. Внутри иллюзионистически трактованного архитектурного обрамления центральной части плафона открывается фрагмент неба с облаками и множеством фигур в развевающихся одеждах.

Также по теме:
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

Работа над плафоном палаццо Барберини продолжалась с 1633 по 1639. В 1637 Пьетро да Кортона совершил поездки во Флоренцию и Венецию. Произведения великих венецианских мастеров, особенно Триумф Венеции Веронезе из Дворца дожей, оказали сильное влияние на живописную манеру мастера.

С 1640 по 1647 Пьетро да Кортона жил во Флоренции, где написал аллегорические изображения планет в палаццо Питти. В этих фресках он предвосхитил достижения Луки Джордано – передачу средствами живописи воздушной перспективы.

Самой значительной работой Пьетро да Кортона в области церковной монументально-декоративной живописи является роспись апсиды, нефа и парусов в церкви Санта Мария ин Валличелла в Риме (1646–1665), где он написал композиции Чудо св. Филиппа Нери и Небесное воинство. Пьетро да Кортона создал и весь декор интерьера церкви, в том числе кессонированный потолок, позолоченные карнизы и помещенные между живописными композициями фигуры из стука.

В своих архитектурных проектах, как и в живописных произведениях, он достигал пространственного единства элементов благодаря использованию перспективы, объединявшей пространство интерьера и экстерьер (например, в композиции фасада церкви Санта Мария делла Паче в Риме), и живописного единства, тщательно разрабатывая декорацию здания и делая те или иные акценты с помощью игры света и тени (как в церкви Санти Лука э Мартино в Риме). Умер Пьетро да Кортона в Риме 16 мая 1669.

 Archivio I.G.D.A.     ПЬЕТРО КОРТОНА. БРОНЗОВЫЙ ВЕК, фрагмент фрески (Палаццо Питти, Флоренция)

Также по теме:
Живопись и ГрафикаИстория

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Короли»
Как звали первого царя из династии Романовых?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Спорт

Пройти тест

Африка

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Литературная викторина

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет