КУРОСАВА, АКИРА
КУРОСАВА, АКИРА (Kurosawa, Akira) (1910–1998), японский кинорежиссер, один из ведущих представителей гуманистического направления искусства 20 в. Новаторство Куросавы, применившего синтез русского эпического полотна, западного гангстерского фильма и вестерна, вдохновило многих его последователей на подражание.
Родился 23 марта 1910 в Токио. В 1927, решив стать художником, поступил в школу западной живописи Досюся. В 1936 стал ассистентом режиссера на токийской киностудии. В 1943 поставил первый полнометражный художественный фильм Сугата Санзиро или Легенда о великом мастере дзюдо, имевший успех у японских зрителей. Среди его первых работ выделяется Пьяный ангел, фильм о гангстере, умирающем от рака. Это первая совместная работа с молодым актером Тосиро Мифуне. Мировую известность Куросаве принес фильм Расёмон (в ролях Тосиро Мифуне и Такеси Симура), поставленный по произведениям Р.Акутагавы Ворота Расёмон и В чаще. Новаторский в плане сюжетного повествования фильм (история изнасилования и убийства рассказана с четырех разных точек зрения) получил Гран-При на кинофестивале в Венеции «Золотой Лев» и премию Американской Академии Киноискусства «Оскар» за лучший иностранный фильм года. Фильм Расёмон открыл западному зрителю послевоенное японское кино.
В 1951 Куросава экранизировал роман Ф.М.Достоевского Идиот, перенеся действие в послевоенную Японию, но сохранив дух и глубину первоисточника. В следующем году поставил Жить / Икиру (приз «Серебряный Медведь» на МКФ в Берлине) – историю о чиновнике, который узнав, что умирает, пытается осмыслить, переоценить свою жизнь и успеть сделать что-то перед смертью.
Этапной для мирового кино стала картина в жанре «дзидайгеку» (фильмы о воинах феодальной Японии – самураях) Семь самураев, в которой отчетливо ощущаются мотивы американского вестерна. Режиссеры этого жанра и, в частности, Джон Форд оказали большое влияние на творчество Куросавы. Рассказ о группе самураев, обороняющих деревню от шайки разбойников, представлен как эпическое полотно, с мастерски поставленными сценами боев и ярко выписанными полноценными характерами персонажей. Впечатление, которое производит ключевое сражение в Семи самураях, является результатом не столько самих событий, сколько набора технических приемов. Но главное в Семи самураях – гуманистический посыл фильма, в рамках жанрового кино воспевающего такие понятия, как героизм и верность долгу. Кинокартина оказала неоценимое влияние на развитие кинематографа, не раз входя в списки десяти лучших фильмов, составляемые по опросам деятелей кино и кинокритиков. В 1960 в Голливуде на основе Семи самураев был поставлен вестерн Великолепная семерка.
В 1957 Акира Куросава экранизировал произведения сразу двух классиков мировой литературы – Уильяма Шекспира и Максима Горького. Перенеся действие пьесы Шекспира Макбет в средневековую Японию, Куросава создал Трон в крови (или Замок паутины, в роли Макбета – Тосиро Мифуне), визуально завораживающую историю о разрушающей силе власти. Действие пьесы Горького На дне режиссер перенес в современную Японию, наделяя фильм точными психологическими образами и нюансами. В следующем году Куросава снял в жанре «самурайского фильма» (в более легком, комедийном варианте) кинокартину Затаенная крепость, сюжетные ходы которой легли в основу известного фильма Джорджа Лукаса Звездные войны (1977).
Отголоски шекспировского Гамлета отчетливо ощущаются в психологической драме Плохие спят спокойно, истории о сыне бизнесмена, который мстит косвенным убийцам своего отца, доведенного ими до самоубийства. Одной из вершин жанра самурайского фильма стала комедия Куросавы Телохранитель (в главной роли Тосиро Мифуне – приз МКФ в Венеции за роль) о воине, которого нанимают одновременно две враждующие банды. Этот фильм – сатира на условности японского исторического фильма. Двумя годами позже сюжет Телохранителя лег в основу картины Серджио Леоне, первопроходца жанра «спагетти-вестерн» (фильмы о Диком Западе, которые снимались итальянскими режиссерами в Италии), За пригоршню долларов с Клинтом Иствудом в главной роли.
Одна из лучших работ режиссера – Рай и Ад, экранизация детективного романа Королевский выкуп Эда Макбейна (под псевдонимом Эван Хантер), в котором Куросава поставил проблему классовой ненависти в капиталистической Японии. Фильм о преуспевающем бизнесмене, сына которого похищает студент, разделяющий взгляды Раскольникова.
Необходимость гуманистического отношения к миру и к людям – основная мысль кинокартины Красная Борода, в котором свою, возможно, лучшую роль сыграл Тосиро Мифуне (приз МКФ в Венеции). Из-за творческих разногласий (и, в первую очередь, из-за финансовых интересов Мифуне, основавшего собственную компанию, сделавшую упор на развлекательной продукции) союз режиссера и актера распался.
Режиссер получил предложение работать в Голливуде и переехал в США. Первый проект, философскую драму Поезд-беглец, реализовать не удалось (в 1986 фильм будет поставлен в США Андреем Кончаловским). В 1967 Куросава заключил контракт с голливудской киностудией «20 век Фокс» на постановку японской части кинокартины Тора! Тора! об атаке на Перл-Харбор в декабре 1941. Однако невозможность работать в условиях Голливуда заставила его отказаться от съемок и, выплатив неустойку, он вернулся в Японию. В 1969 Куросава вместе с режиссерами Кейсуке Киношита, Масаки Кобаяши и Коном Ичикавой (считающими себя его учениками) основал компанию «Четыре всадника» и поставил свой первый цветной фильм Додескаден (Под стук трамвайных колес). Фильм провалился в прокате, а студия разорилась. В декабре 1971 Акира Куросава совершил попытку самоубийства. Его удалось спасти.
В 1973 он получил предложение от киностудии «Мосфильм» экранизировать роман Владимира Арсеньева Дерсу Узала. Роль Арсеньева исполнил Юрий Соломин. Выйдя на мировые экраны в 1974, Дерсу Узала получил прекрасные отзывы прессы и удостоился премии «Оскар» за лучший иностранный фильм года. Но фильм не имел успеха у зрителей, и Куросава в течение нескольких лет не мог найти средств на новый проект Кагемуша / Тень воина. Деньги на постановку дали Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас, которые очень высоко ценили творчество Куросавы, и его влияние на них огромно. В этой эпической кинокартине о воре, ставшем двойником правителя в средневековой Японии (Золотая Пальмовая Ветвь МКФ в Канне, номинация на «Оскар» за лучший иностранный фильм года) наиболее полно проявилось умение режиссера сочетать тончайшие психологические нюансы и тщательно выписанные характеры персонажей с грандиозностью и масштабностью постановки.
Фильм Ран / Смута по сути является экранизацией шекспировского Короля Лира. Действие фильма перенес в феодальное прошлое Страны Восходящего Солнца и поставил как грандиозное эпическое полотно, необходимое для создания этого масштабного трагического произведения. Этот фильм вызвал настоящий фурор у западной кинообщественности и был представлен к соисканию «Оскаров» в номинациях «режиссура», оператор, художник-постановщик, но был удостоен только одной статуэтки – за костюмы.
Стивен Спилберг спродюсировал фильм Сны, состоящий из восьми новелл. В одной из них роль Ван Гога исполнил Мартин Скорсезе. В марте 1990 Куросава удостоился почетного «Оскара» с формулировкой «за достижения, которые вдохновили и оказали огромное влияние на кинематографистов всего мира». В 1991 он снял Августовскую рапсодию, медитативный, тонкий и удивительно красивый фильм о прямых и косвенных последствиях, которые оказала на жизнь одной японской семьи бомбардировка Хиросимы. В 1993 Куросава поставил кинокартину Нет, еще нет / Мададайо, об отношениях престарелого преподавателя университета и его учеников. Название фильму дала фраза одного из персонажей: «Готов ли ты перейти в мир иной? Нет, еще нет». Мададайо стал последним фильмом величайшего художника и гуманиста, вклад которого в мировое искусство, как это банально не звучит, переоценить невозможно.
Умер Куросава в Токио 6 сентября 1998.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Конь (Horse, 1941, часть сцен – не заявлен в титрах); Сугата Санзиро (Sugata Sanchiro, 1943); Самая красивая (Ichiban Utsukushiki, 1944); Сугата Санзиро 2 (Zoku Sugata Sanshiro, 1945); Те, кто вцепился в хвост тигру (Tora no o fumu otokotachi, 1945); Те, кто будет жить завтра (Asu o tsukuru hitobito, 1946); Чудесное воскресенье (Subarashiki nichiyobi, 1947); Пьяный ангел (Yoidore tenshi, 1948); Молчаливая дуэль (Shizukanaru ketto, 1949); Соломенный пес (Nora inu, 1949); Скандал (Shubun, 1950); Расемон (Rashomon, 1950); Идиот (Hakushi, 1951); Жить / Икиру (Ikiru, 1952); Семь самураев (Shichinin no samurai, 1954); Я живу в страхе (Ikimono no kiroku, 1955); Трон в крови / Замок паутины (Kumonosu jo, 1957); На дне (Donzoko, 1957); Затаенная крепость (Kakushi toride no san akunin, 1958); Злые спят спокойно (Warui yatsu hodo yoku nemuru, 1960); Телохранитель / Юджимбо (Yojimbo, 1961); Сандзюро (Tsubaki Sanjuro, 1962); Рай и Ад (Tengoku to jigoku, 1963); Красная Борода (Akahige, 1965); Додескаден (Dodesukaden, 1970); Дерсу Узала (Dersu Uzala, 1974); Тень воина/Кагемуша (Kagemusha, 1980); Смута / Ран (Ran, 1985);Сны (Yume/Akira Kurosawa's Dreams, 1990); Августовская рапсодия (Hachigatsu no rapusody / Rhapsody in August, 1991); Мададайо (Madadayo, 1993).
Михаил Водопьянов
Акира Куросава. Сборник статей. М., 1977
Akira Kurosawa. Something Like an Autobiography. Random House Trade Paperbacks; 1983
Donald Richie, Joan Mellen. The Films of Akira Kurosawa. University of California Press; 1999
Stuart Galbraith IV. The Emperor and the Wolf: The Lives and Films of Akira Kurosawa and Toshiro Mifune. Faber & Faber, 2002
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»