Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АГИН, АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

АГИН, АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ (1817–1875), русский художник-график. Родился в Новоржевском уезде Псковской губернии. Будучи незаконнорожденным (сыном помещика А.П.Елагина), получил, согласно обычаю, усеченную фамилию отца. Перебравшись в 1834 в Петербург, в том же году поступил в Академию художеств, где его наставником был К.П.Брюллов. Окончив Академию со скромным званием рисовального учителя (1839), жил в Петербурге.

Также по теме:
ГРАФИКА
ГРАФИКА

Агин выдвинулся как мастер карандашного и перового рисунка к литературным текстам, – рисунка, сближающего (в манере, характерной для романтизма в целом) иллюстрацию с карикатурой. Стиль его близок к «физиологическому очерку» в русской литературе того времени, тем паче, что такого рода очерки – гротескные летописи современного быта и нравов – он чаще всего и оформлял. В репродукционную гравюру на дереве эти композиции обычно переводил Е.Е.Бернардский. Среди графических циклов Агина – рисунки к повести Е.П.Гребёнки Злой человек («Литературная газета», 1844), к очерку И.И.Панаева Петербургский фельетонист (сборник Физиология Петербурга, 1845), к поэме И.С.Тургенева Помещик (Петербургский сборник, часть 2, 1846).

Наиболее значительны его иллюстрации к Мертвым душам Н.В.Гоголя (изданы в 1846–1847, полностью в 1892; подлинники хранятся в Русском музее в Петербурге и в Историческом музее в Москве). С одной стороны, эти сатирические сценки и знаменитые типажные портреты следуют одностороннему пониманию Гоголя как «обличителя нравов», с другой – заглядывают глубже, открывая трагизм человеческого бытия.

Также по теме:
БРЮЛЛОВ, КАРЛ ПАВЛОВИЧ
БРЮЛЛОВ, КАРЛ ПАВЛОВИЧ

Сатира нередко сочеталась у художника с теплым юмором. Последний, в частности, характерен для созданных по его эскизам (конца 1840-х годов) рельефов, украшающих пьедестал памятника И.А.Крылову работы П.К.Клодта (в Летнем саду; открыт в 1855).

В поисках более стабильного заработка Агин уехал в 1853 в Киев, где преподавал рисование в кадетском корпусе. Работал чертежником и домашним учителем. Умер Агин в селе Качановка Черниговской губернии в 1875.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Стернин Г.Ю. А.А.Агин. М., 1955
Агин А.А. Сто рисунков из сочинения Н.В.Гоголя «Мертвые души». М., 1985

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Африка

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет