АЛМА-ТАДЕМА, ЛОУРЕНС
АЛМА-ТАДЕМА, ЛОУРЕНС (Alma-Tadema, Lawrence) (1836–1912), английский художник, представитель романтического историзма.
По происхождению голландец; родился в Дронрейпе (северные Нидерланды) 8 января 1836. Учился в антверпенской Академии художеств (1852–1858). Сдружившись со своим наставником Х.Лейсом, одним из лидеров бельгийского романтизма, сотрудничал с ним в создании фресок на сюжеты фламандской истории (для антверпенской ратуши, 1857–1858). С 1870 обосновался в Лондоне.
Первоначально писал полотна на средневековые мотивы, но с 1863, после посещения Италии, доминирующей темой его искусства стала классическая античность. Создавал эффектные композиции, приближающие праздничную и повседневную жизнь древних греков и римлян к салонно-светскому мировосприятию своих современников, – отсюда шутка о «викторианцах в тогах», которые, дескать, заполнили его картины (Древнегреческий военный танец, 1869, Галерея Гилдхолл, Лондон; Чтение Гомера, 1885, Музей искусств, Филадельфия; Любимый обычай, 1909, галерея Тейт-Бритейн, Лондон). Искусно воспроизводил мелодраматические мизансцены и фактуру материалов, в особенности мрамора. В 1899 был возведен в рыцарское достоинство. К концу 19 в. выступал и как художник театра, оформляя спектакли Г.Ирвинга и Г.Бирбома-Три. Окруженный шумным успехом, был одним из самых богатых художников 19 в.
Умер Алма-Тадема на лечении в Висбадене 25 июня 1912. Оказал большое влияние на стилистику исторического кинематографа (пышные голливудские постановки С.де Милля и близких ему режиссеров). Как и в случае с Х.Семирадским, ближайшим его аналогом в польском и русском искусстве, интерес к творчеству Альма-Тадемы со временем значительно упал, но возродился к концу 20 в. в связи с новым интересом к салонному искусству в его контактах с символизмом.
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»