Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АНТОКОЛЬСКИЙ, МАРК МАТВЕЕВИЧ

АНТОКОЛЬСКИЙ, МАРК МАТВЕЕВИЧ (наст. имя Мордух Матысович) (1843–1902), русский художник. Родился в Вильно 21 октября (2 ноября) 1843. Учился в петербургской Академии художеств (1862–1868) у Н.С.Пименова и др. Жил в Петербурге, с 1871 в Италии, с 1877 в Париже. Принимал активное участие в выставках «Товарищества передвижников». Его эстетические взгляды развивались под влиянием В.В.Стасова.

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

Для ранних рельефов Антокольского (из дерева или кости), посвященных характерным типажам еврейского провинциального, «местечкового» быта, типичен детальный, согретый теплым юмором жанровый натурализм (Портной, 1864; Скупой, 1865; обе работы в Русском музее, Петербург). Однако славу ему принесли темы из русской истории, станковые и монументальные фигуры, где ему удалось соединить правду бытовой детали с глубокими историко-философскими обобщениями. Первым образом такого рода стал задумчиво-мрачный Иван Грозный, исполненный в мраморе и бронзе (1871–1875, Русский музей и Третьяковская галерея). Напротив, горделив и напорист Петр I, открывающий новую эпоху России (1872; эта бронзовая статуя была установлена как памятник в Петродворце, Таганроге и Архангельске). Позднее создал Ярослава Мудрого (майоликовый горельеф, 1889), Нестора-летописца (мрамор, 1890), Ермака (бронза, 1891; все в Русском музее).

С годами в искусстве мастера нарастают черты символизма, он все чаще создает не столько фигуры-портреты, сколько именно фигуры-символы, вобравшие в себя целый спектр беспокойно-тревожных мыслей; все более изысканно-гибкой, живой становится моделировка. Таковы Христос перед судом народа (1874), Спиноза (1882; обе работы в Русском музее), Христианская мученица (Не от мира сего, 1887, Третьяковская галерея). В знаменитом Мефистофеле (1883, Русский музей и другие собрания) стремление одухотворить материал, сделав мрамор «мыслящим», претворяется в драматическую иронию.

Антокольский исполнил также ряд надгробий и портретных бюстов. В своих статьях и письмах (собранных под редакцией В.В.Стасова в сборнике 1905) призывал к искусству духовно-преображающему, критикуя – подобно Л.Н.Толстому – упадок современной цивилизации, ее материализм.

Умер Антокольский в Бад-Хомбурге (Германия) 26 июня (9 июля) 1902.

 

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Кузнецова Э.В. М.М.Антокольский. Жизнь и творчество. М., 1989
Марк Антокольский. Выставка произведений к 150-летию со дня рождения. Каталог. СПб, 1994

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Животные

Пройти тест

Ирак

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет