Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АНТРОПОВ, АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ

АНТРОПОВ, АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1716–1795), русский художник, живописец-портретист. Родился в Петербурге 14 (25) марта 1716 в семье слесарного мастера Оружейного двора. В 1732 был зачислен в Канцелярию от строений, где учился у А.Матвеева. С 1739 работал там же в «живописной команде» под руководством И.Я.Вишнякова. Исполнил немало монументально-декоративных росписей в духе западного барокко: в Зимнем (1744–1745), Царскосельском (1749), Петергофском (1750) и других дворцах; под его началом был также украшен Андреевский собор в Киеве (1752–1755). От собственно росписей его работы мало что сохранилось; примером же церковного искусства Антропова может служить иконостас Андреевского собора, при создании которого одним из его помощников был Г.К.Левицкий. В 1755 приезжал для работы в Москву (живопись плафона Головинского дворца), оформлял здесь также торжества по случаю восшествия на престол Екатерины II (1762). Назначенный главным надзирателем живописных и иконописных работ при Св. Синоде (1761), окончательно обосновался в Петербурге с 1766. Имел частную школу.

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

Известен прежде всего как портретист, открывший для России новый, послепетровский этап этого жанра. Условности барочного картинного этикета выражены здесь слабее, образ, порой сохраняющий еще статичность парсуны, наделяется острой, порой даже несколько простодушной и грубоватой характерностью. Манере мастера присущи сильные колористические контрасты (он накладывает теплые тона, словно яркие румяна на лицо) и предметная материальность форм, как бы выступающих из полотна. Среди наиболее известных произведений Антропова – портреты А.М.Измайловой (1759, Третьяковская галерея, Москва), императрицы Елизаветы Петровны (1755, Музей русского искусства, Киев), архиепископа Сильвестра Кулябки (1760, Русский музей, Петербург), атамана Ф.И.Краснощекова (1761, Русский музей), А.В.Бутурлиной (1763, Третьяковская галерея), М.А.Румянцевой (1764, Русский музей). Его лучшей – и в наибольшей степени барочно-рокайльной – парадной картиной является большой портрет императора Петра III, написанный для Сената (1762, Русский музей, вариант в Третьяковской галерее).

Умер Антропов в Петербурге 12 (23) июня 1795.

АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ АНТРОПОВ. ПОРТРЕТ СТАТС-ДАМЫ А.М.ИЗМАЙЛОВОЙ. Государственная Третьяковская галерея

 

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Сахарова И.М. А.П.Антропов. М., 1974

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»
Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Африка

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест

Государственные флаги

Пройти тест

Наше кино

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет