Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АРХИПОВ, АБРАМ ЕФИМОВИЧ

АРХИПОВ, АБРАМ ЕФИМОВИЧ (1862–1930), русский художник. Родился в деревне Егорово (Рязанская губерния) 15 (27) августа 1862 в крестьянской семье. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ, 1877–1883 и 1886–1888) под руководством В.Г.Перова, В.Д.Поленова и В.Е.Маковского, а также в петербургской Академии художеств (1884–1886). Посетил Францию, Германию и Италию (1896, 1912). С 1912 часто выезжал на русский Север. Был членом «Товарищества передвижников» (с 1891) и одним из основателей «Союза русских художников» (с 1904).

Также по теме:
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

Ранние его произведения (Пьяница, 1883; Деревенский иконописец, 1889; обе в Третьяковской галерее, Москва) представляют собой скромные бытовые этюды в духе передвижников. Усвоив опыт импрессионизма, Архипов научился передавать цветом не только красочную внешность, но и внутреннюю драму сюжета. Таковы палево-фиолетовые Прачки (варианты 1890-х и 1901-го годов, Русский музей в Петербурге и Третьяковская галерея), являющие образ безысходного городского дна. В целом же в его светописи всецело возобладали сельские сюжеты – зыбкие по настроению, смутно-тревожные, либо более умиротворенные (По реке Оке, 1890, Третьяковская галерея; Обратный, 1896, Художественный музей Белоруссии, Минск; Северная деревня, 1902; Гости, 1914; обе в Третьяковской галерее). Центральное место среди этих картин со временем занял сквозной мотив молодой крестьянки, написанной в теплых тонах – с красным цветом в качестве образной доминанты.

После 1917 стиль и тематика его творчества не претерпели существенных изменений. Архиповские «крестьянки в красном» (к примеру, популярная Девушка с кувшином, 1927, там же) воспринимались как воплощения преемственности тех традиций «народности», к которым апеллировали противники арт-авангарда, призывавшие следовать «заветам передвижников», колорит же обеспечивал известного рода революционный пафос. Сам мастер примкнул к тем художникам-«старикам», которые вошли в АХРР, исповедуя политически-лояльный традиционализм. Впрочем, попытки прямого официоза (вялый портрет М.И.Калинина, 1927, частное собрание, Москва) давались ему нелегко.

Также по теме:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

Долгое время, еще с конца 19 в., активно работал и как педагог: в МУЖВЗ, Свободных художественных мастерских и Вхутемасе. Умер Архипов в Москве 25 сентября 1930.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Баршева И.Е. А.Е.Архипов. Л., 1974

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»
Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест

Животные

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет