Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

БАЖБЕУК-МЕЛИКЯН, АЛЕКСАНДР

БАЖБЕУК-МЕЛИКЯН, АЛЕКСАНДР (1891–1966), художник, представитель символизма. Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) 30 августа (11 сентября) 1891 в семье служащего. Занимался в Тифлисском художественном училище (1906–1910) и петербургской Академии художеств (1911–1913). Как и Л.Гудиашвили (вместе с которым он в 1919 устроил в родном городе свою первую выставку), изначально тяготел к поэтике символизма. При этом его как художника вдохновляли в первую очередь не современники, но классики: старые венецианские мастера, голландско-фламандские живописцы, в первую очередь А.Ватто. Жил преимущественно в Тбилиси, иногда, в особенности в поздний период, наезжая в Москву. Его творчество органично вошло в состав равно армянской и грузинской культур, поскольку столица Грузии долгое время была крупнейшим центром современного армянского искусства.

Также по теме:
СИМВОЛИЗМ
СИМВОЛИЗМ

Острота кубофутуристических форм, свойственная ранним работам Бажбеука, со временем все больше смягчалась приглушенным, «музейным» колоритом; в образах, обычно совсем небольших по формату, воцарялась атмосфера магического ритуала (Оптическая иллюзия, 1928, частное собрание, Тбилиси), либо театрализованного – но тоже таинственного – действа (цикл картин Цирк, 1930–1940; Курдский танец, 1966, Картинная галерея Армении, Ереван). В наиболее характерных его произведениях нет мужских фигур, все подчинено теме «вечной женственности», полной романтического обаяния. Романтически типажны, посвящены скорее прекрасному полу как таковому, а не конкретной модели и лучшие из его портретов (Девушка с цветком, 1946; Фокусница, 1965; обе работы – Музей искусств Грузии). Тонкое живописное мастерство художника проявлялось в игре теплых, сочных мазков, рождающих эффект внутреннего свечения красок.

Эротико-поэтический, созерцательно-камерный мир Бажбеука всегда противостоял официальной соцреалистической программе, примыкая к умеренно-оппозиционному «тихому искусству» (недаром с начала 1930-х годов он долгое время почти не выставлялся). Преподавал в Народной художественной студии М.Тоидзе (1922–1929).

Также по теме:
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

Умер Бажбеук в Тбилиси 20 июля 1966.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Дрампян Р.Г. Бажбеук-Меликян. М., 1971

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Государственные флаги

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Спорт

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет