БЫКОВСКИЕ
БЫКОВСКИЕ, семейство русских архитекторов, представителей романтизма.
Михаил Доримедонтович Быковский
(1801–1885) родился в Москве 29 октября (10 ноября) 1801 в семье обрусевшего поляка – столяра и резчика по дереву. В 1816 его отдали в обучение к Д.И.Жилярди. Совсем молодым, с 1823 вел преподавательскую работу в Московском дворцовом училище по классу перспективы и пейзажа (в 1836–1842 был его директором). После смерти О.И.Бове занял его пост – чиновника для особых поручений при московском генерал-губернаторе Д.В.Голицыне. В 1843 выступил как один из организаторов Московского художественного общества с художественным классом при нем (основой будущего Училища живописи, ваяния и зодчества), а в 1867 – Московского архитектурного общества (до 1869 был его первым председателем).
Уже в 1820-е годы занимался строительной практикой, а также (вместе с отцом) проектировал и даже непосредственно резал иконостасы. К 1837–1838 относится известнейшая его работа – перестройка ансамбля усадьбы Марфино под Москвой. Зодчий органично соединил в облике ее зданий готические и классицистические черты, живописно вписав в ландшафт своеобразный манифест романтического историзма – с его свободным обращением к арт-наследию разных эпох. Среди прочих его произведений – Горихвостовская богадельня (ныне часть 5-й городской больницы; 1839), первый в России торговый пассаж – Голицынская галерея между Петровкой и Неглинной (1842; не сохранилась), колокольня Страстного монастыря (1849; разрушена в 1937), Владимирский собор и трапезная Спасо-Бородинского монастыря на Бородинском поле (1851), церковь Алексея человека Божьего в Алексеевском монастыре (1853), церковь Александра Невского и усадебный дом в имении Вонлярово Смоленской губернии (1853), церковь Троицы-на-Грязях на Покровке (1856–1868), Ивановский монастырь (1861–1878). С годами все чаще присоединял к античным и средневековым элементам своих образов композиционные и декоративные черты итальянского Ренессанса, особо показателен в этом плане Ивановский монастырь. Придавал большую роль цвету, часто обыгрывая контрасты краснокирпичной кладки и белокаменного декора.
Явился одним из родоначальников научной архитектурной реставрации, образцовым в этом отношении явилось восстановление церкви Михаила Архангела (15 в.) и других построек кремлевского Чудова монастыря (1839–1849; разрушен в 1929). Тактично обновил также в 1840–1850-е годы ансамбли Останкина и Кускова. Умер М.Д.Быковский в Москве 9 (21) ноября 1885.
Константин Михайлович Быковский
(1841–1906), его сын, родился 3 (15) апреля 1841в Москве. Учился у отца, а затем в петербургской Академии художеств (1859–1865) у Н.Л.Бенуа. С 1867 на службе в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел. В 1883–1899 был архитектором Московского университета, а в 1894–1903 – председателем Московского архитектурного общества. Придерживался исторического романтизма, ориентируясь в основном на классику и ренессанс. Среди его основных построек – клинические и больничные корпуса на Большой Пироговской (№№ 2–6 и 19; 1886–1894), здания в Старом комплексе Московского университета: Зоологический музей, библиотека, бывшие Биологический корпус, Физический и Физиологический институты и другие постройки (1892–1898). Декоративно отделал и достроил целый ряд церковных зданий (храм Пимена Нового в Нововоротниковском переулке, 1870–1883; и др.). Как и отец, активно занимался воссозданием первоначального облика средневековых храмов. Главной его работой в этой области явилась реставрация Успенского собора в Кремле, где он воссоздал западную паперть (1897). Выступал также как историк и теоретик, опубликовав доклады О значении изучения древних памятников для современного зодчества (1894), О реставрации Московского Успенского собора (1896), Задачи архитектуры 19 века (1899). Активно работал и как педагог – преподавал в МУЖВЗ (1870–1871), Академии художеств (с 1882) и других училищах. Умер К.М.Быковский в Москве 3 (16) октября 1906.
Кириченко Е.И. М.Быковский. М., 1988
Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е – 1917 годы). М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»