Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

    ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

    • Экономика и Право
    • Психология и Педагогика
    • Социология
    • Философия
    • Религия
    • Народы и Языки
    • Государство и Политика
    • Военное дело
    • Археология
    • История
    • Лингвистика

    ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

    • География
    • Геология
    • Страны мира

    ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

    • Живопись и Графика
    • Скульптура
    • Архитектура
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Дизайн и Фотография
    • Литература
    • Музыка
    • Театр и Кино
    • Эстрада и Цирк
    • Балет

    НАУКА и ТЕХНИКА

    • Авиация и Космонавтика
    • Астрономия
    • Биология
    • Военная техника
    • Математика
    • Технология и Промышленность
    • Транспорт и Связь
    • Физика
    • Химия
    • Энергетика и Строительство

    ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

    • Медицина
    • Спорт

    БИРГЕР, БОРИС ГЕОРГИЕВИЧ

    БИРГЕР, БОРИС ГЕОРГИЕВИЧ (р. 1923), русский художник, самобытный представитель оппозиционно-«неофициальной» русской живописи второй половины 20 в. Родился в Москве 1 апреля 1923. В 1941 поступил в Московский художественный институт. Призванный в 1942 в действующую армию, окончил войну в Болгарии. В 1945–1951 продолжал обучение в том же институте. Стоял в стороне от художественного «подполья» времен «оттепели-застоя», однако дважды (1962 и 1968) исключался из Союза художников за резкую критику официальной культурной политики. Был одним из участников «Выставки семи» (1962, Ленинград), обозначившей рубежи «сурового стиля». Жил в Москве.

    Также по теме:
    РУССКОЕ ИСКУССТВО
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Развивал в своей живописи традиции символизма. Знаковым свойством его манеры стал коричневато-золотистый, мерцающий внутренним светом колорит, погружающий картины в атмосферу сосредоточенного духовного созерцания. Писал романтичные пейзажи и интерьеры, но главным его жанром стали портреты инакомыслящей интеллигенции (Н.Я.Мандельштам, 1967; А.Д.Сахаров и Е.Г.Боннэр, 1974; И.П.Уварова и Ю.М.Даниэль, 1974; Б.Ш.Окуджава, 1978; и др.). Групповые композиции такого рода (Портрет одиннадцати. Памяти Б.И.Балтера, 1977) продолжают типичный для российской живописи тех лет мотив «дружеских посиделок». Позднее важное место в его творчестве заняли религиозная тема (Воскресение, 1987–1988; все работы – собственность художника) и сценография (оформление спектаклей Кабала святош по М.А.Булгакову (1982) и Кот домашний средней пушистости по Шапке В.Н.Войновича, 1990, в московском театре «Современник»). Не раз устраивал также домашние кукольные спектакли, где существенную роль играли куклы-шаржи на его знакомых.

    Также по теме:
    СИМВОЛИЗМ
    СИМВОЛИЗМ

    С 1970-х годов получил известность за рубежом, прежде всего в Германии (каталог его первой – несостоявшейся – немецкой выставки вышел в 1975 в Анн-Арборе (США) с предисловием Г.Бёлля). В 1991 эмигрировал, обосновался в Кёльне.

    Также по теме:
    Живопись и Графика
    
    Литература:

    Б.Биргер. Живопись (каталог). М., 1989

    Проверь себя!
    Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»
    Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?
    Пройти тест
    Разделы энциклопедии
    -A +A
    Проверь свои знания!
    Ответь на вопросы викторины

    Путешественники

    Пройти тест

    Философия

    Пройти тест

    Неизвестные подробности

    Пройти тест

    Ирак

    Пройти тест
    Ещё тесты
    • Тесты
    • Правила
    • Авторы
    • О проекте
    • Контакты
    © 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет