Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

БИРГЕР, БОРИС ГЕОРГИЕВИЧ

БИРГЕР, БОРИС ГЕОРГИЕВИЧ (р. 1923), русский художник, самобытный представитель оппозиционно-«неофициальной» русской живописи второй половины 20 в. Родился в Москве 1 апреля 1923. В 1941 поступил в Московский художественный институт. Призванный в 1942 в действующую армию, окончил войну в Болгарии. В 1945–1951 продолжал обучение в том же институте. Стоял в стороне от художественного «подполья» времен «оттепели-застоя», однако дважды (1962 и 1968) исключался из Союза художников за резкую критику официальной культурной политики. Был одним из участников «Выставки семи» (1962, Ленинград), обозначившей рубежи «сурового стиля». Жил в Москве.

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

Развивал в своей живописи традиции символизма. Знаковым свойством его манеры стал коричневато-золотистый, мерцающий внутренним светом колорит, погружающий картины в атмосферу сосредоточенного духовного созерцания. Писал романтичные пейзажи и интерьеры, но главным его жанром стали портреты инакомыслящей интеллигенции (Н.Я.Мандельштам, 1967; А.Д.Сахаров и Е.Г.Боннэр, 1974; И.П.Уварова и Ю.М.Даниэль, 1974; Б.Ш.Окуджава, 1978; и др.). Групповые композиции такого рода (Портрет одиннадцати. Памяти Б.И.Балтера, 1977) продолжают типичный для российской живописи тех лет мотив «дружеских посиделок». Позднее важное место в его творчестве заняли религиозная тема (Воскресение, 1987–1988; все работы – собственность художника) и сценография (оформление спектаклей Кабала святош по М.А.Булгакову (1982) и Кот домашний средней пушистости по Шапке В.Н.Войновича, 1990, в московском театре «Современник»). Не раз устраивал также домашние кукольные спектакли, где существенную роль играли куклы-шаржи на его знакомых.

Также по теме:
СИМВОЛИЗМ
СИМВОЛИЗМ

С 1970-х годов получил известность за рубежом, прежде всего в Германии (каталог его первой – несостоявшейся – немецкой выставки вышел в 1975 в Анн-Арборе (США) с предисловием Г.Бёлля). В 1991 эмигрировал, обосновался в Кёльне.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Б.Биргер. Живопись (каталог). М., 1989

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»
Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Мифология

Пройти тест

Неизвестные подробности

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет