Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

БОТЕРО, ФЕРНАНДО

БОТЕРО, ФЕРНАНДО (Botero, Fernando) (р. 1932), колумбийский художник, мастер живописи гротескно-традиционалистского направления, близкого «наивному искусству».

Также по теме:
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

Родился в Медельине (Колумбия) 19 апреля 1932 в семье коммерсанта. Посещал училище ордена иезуитов. В 1944 был отправлен на несколько месяцев в школу матадоров (зафиксировав эти впечатления в первых своих рисунках, посвященных корриде). Приехав в Боготу (1951), познакомился с местными авангардистами, вдохновлявшимися мексиканским революционным искусством. Совершив свое первое путешествие в Испанию (1952), был потрясен живописью Д.Веласкеса и Ф.Гойи. Посещал академию Сан-Марко во Флоренции (1953–1954), попутно изучая искусство эпохи Возрождения. Вернулся в Медельин (1955), где зарабатывал на жизнь как художник-оформитель. В 1956 побывал в Мексике.

Выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х годов. Элементы итальянского и испанского Ренессанса-барокко, равно как и барокко латиноамериканского вкупе с изо-фольклором и китчем в духе «наивного искусства», составили в творчестве Ботеро причудливый сплав. Предметы и фигуры предстают в его живописи и графике подчеркнуто пышными, самодовольно разбухшими, пребывающими в сонном покое, – этот волшебный транс напоминает провинциально-застойную и в то же время «магическую» атмосферу рассказов Х.Л.Борхеса и романов Г.Г.Маркеса. Отдельные его работы более свободны по манере письма (Мона Лиза в 12-летнем возрасте, 1959, Музей современного искусства, Нью-Йорк), но в любом случае сюжеты восходят к классическим, хорошо знакомым образам, хотя и обретающим неизменно пародийный характер (серии: Камера дельи Спози,1958, на темы росписей Мантеньи в одноименном зале Палаццо Дукале в Мантуе; Дюроботерос, 1968, по мотивам А.Дюрера; и др.); зритель встречает в его творчестве также многочисленные реминисценции Веласкеса (Автопортрет в костюме Веласкеса, 1986, галерея Байелер, Цюрих), Караваджо, Э.Мане и других мастеров. Свойственный его искусству мягкий юмор порой сменяется сатирой – антиклерикальной (Мертвые епископы, 1965, Галерея современного искусства, Мюнхен) либо нацеленной на латиноамериканские военные диктатуры (Официальный портрет военной хунты, 1971, частное собрание, Нью-Йорк).

С 1960 жил в Нью-Йорке, часто наезжая в Париж, затем (с 1983) жил в тосканском городке Пьетрасанта. На рубеже 20–21 вв. стал самым знаменитым из латиноамериканских художников его поколения. С 1973 все активней занимался скульптурой, варьируя в ней все те же гипертрофированно-пышные фигуры людей и животных. Эти произведения украсили многие города мира (Медельин, Боготу, Париж, Лиссабон и др.) в виде своеобразных героико-комических монументов.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Фернандо Ботеро (каталог). М., 1993

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Путешественники

Пройти тест

Древний мир

Пройти тест

Неизвестные подробности

Пройти тест

Литературная викторина

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет