БОТТИЧЕЛЛИ, САНДРО
БОТТИЧЕЛЛИ, САНДРО (Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи) (1445–1510) – знаменитый итальянский художник раннего Возрождения.
Боттичелли, прозванный Сандро, родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. Воспитывался старшим братом Антонио, золотых дел мастером, прозванным Боттичелло (бочонок), от которого это прозвище перешло к Сандро.
С 1465 по 1467 Боттичелли работает учеником в мастерской Фра Филиппо Липпи (ок. 1406–1469). Его ранние работы близки к картинам учителя, чье творчество наполнено нежными, лиричными образами. Так, Мадонна (конец 1460-х), написанная Сандро для Воспитательного дома во Флоренции, практически повторяет такую же работу Липпи. После отъезда Липпи из Флоренции Боттичелли поступает в мастерскую Верроккьо (1467–1468).
В 1470 Боттичелли открывает собственную мастерскую, которая по мере роста популярности художника расширялась, в нее поступают ученики, в 1472 он вступает в гильдию св. Луки. По поручению цеха флорентийских купцов для торгового суда он пишет Силу (1470, Флоренция, галерея Уффици), аллегорическую фигуру одной из добродетелей, символизирующую нравственную силу души. Боттичелли изображает ее в виде молодой женщины на троне с булавой в руках.
В своем творчестве Боттичелли часто обращается к религиозной живописи, например, Мадонна Евхаристии (1472, Бостон, Музей Гарднер). Согласно символике этого произведения, виноград и колосья пшеницы, которые держит ангел, указывают на таинство причастия, а колос, который берет Мадонна, – горестное принятие будущих мучений Христа. Две небольшие картины Возвращение Юдифи из лагеря Олоферна и Нахождение тела Олоферна (обе 1472–1473, Флоренция, галерея Уффици) написаны им по сюжетам из Ветхого Завета.
В 1474 Боттичелли едет в Пизу для осмотра фресок кладбища Кампосанто, пишет фреску Успение Мадонны в пизанском соборе, которая не была закончена (погибла в 1583). В этом же году он создал Св. Себастьяна (1474, Берлин, Государственные музеи) для украшения пилястра центрального нефа церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции. Страдания святого носят скорее духовный, нежели физический характер. При этом Боттичелли дает анатомически точную трактовку обнаженного тела.
Вторая половина 70-х и 80-е – период творческого расцвета художника. Написаны знаменитые Весна (ок. 1478), Рождение Венеры (1484–1486), Паллада и кентавр (1482), Венера и Марс (ок. 1485), фрески Сикстинской капеллы (1481–1482) и фрески виллы Лемми и Джованны дельи Альбицци.
В 1475 для рыцарского турнира Боттичелли делает роспись знамени для Джулиано Медичи с изображением Афины Паллады. В картине Поклонение волхвов (1475–1478, Флоренция, галерея Уффици) Боттичелли под видом волхвов и их свиты изображает представителей семейства Медичи и показывает себя на переднем плане.
Боттичелли выступает портретистом не только в Поклонении волхвов. Великолепен профильный Портрет Джулиано Медичи (ок. 1478, Бергамо, галерея Каррара) и Портрет молодой женщины (1475, Флоренция, галерея Питти). Известный Портрет молодого человека с медалью (ок. 1474, Флоренция, галерея Уффици) является новой композиционной формой портрета и вероятно, первый портрет, выражающий духовную жизнь человека. Боттичелли отказывается от традиций распространенного до тех пор профильного портрета. Он обращается к трехчетвертному изображению, переходит от погрудного портрета к поясному, пишет на портретах руки, что было новшеством, заменяет нейтральный фон пейзажем.
Весна (Примавера) (ок. 1478, Флоренция, галерея Уффици) была написана Боттичелли для кузена Лоренцо Великолепного на сюжет, навеянный стихами Овидия и придворного поэта Медичи Анджело Полициано. Хрупкая, стройная Весна в затканном цветами платье, поддерживая складки одежды, разбрасывает нежные цветы. В центре картины, склонив голову, помещена мечтательная Венера, покровительница любви, справа от которой соединились в танце три грации и стоит Меркурий. Слева от Весны Флора, спасающаяся от Зефира. Причудливый ритм струящихся линий объединяет композицию. Позы, движения носят завораживающий характер: плавные жесты, мягкие наклоны голов, изысканные линии складок одеяний. Боттичелли создает земной рай, убирая из картины категорию пространства, за деревьями видно небо, но нет глубины, луг похож на прекрасный гобелен. В образе Венеры Боттичелли стремился соединить черты языческой, телесной, и одновременно, христианской, духовной красоты.
В 1478 Боттичелли пишет фреску с изображением казненных заговорщиков для дворца Барджелло, которая была уничтожена в 1494, в 1480 создает монументальную фреску Св. Августин для церкви Всех святых во Флоренции, в 1481 – фреску Благовещение (Флоренция, галерея Уффици) для паперти монастыря Сан-Мартино далле Скале.
В 1481–1482 папа Сикст IV (1471–1484) пригласил в Ватикан Боттичелли, Д.Гирландайо (1449–1494), П.Перуджино (ок. 1450–1524), Б.Пентуриккио (1454–1513), К.Россели (1439–1507) и др. художников для росписей Сикстинской капеллы. Они должны были написать по шесть фресок на темы Ветхого и Нового Завета. Слева от алтарной стены Боттичелли изображает сцены из Ветхого завета Испытание Моисея и Наказание Корея, Дафана и Авирона, справа от алтарной стены помещены сцены из жизни Христа Искушение Христа.
Паллада и кентавр (1482, Флоренция, галерея Уффици), написанная Боттичелли, как и Весна, для кузена Медичи, находилась на вилле Кастелло вместе с Весной и Рождением Венеры. Существует несколько толкований этого произведения: победа Лоренцо Великолепного над Неаполем, победа Медичи над Пацци и др. Украшенная оливковыми ветвями, Паллада в белом платье держит алебарду. Рядом с ней кентавр, изображение которого навеяно античными рельефами.
Картина Венера и Марс (ок. 1485, Лондон, Национальная галерея) имеет вытянутые горизонтальные пропорции, отсюда вытекает предположение, что картина была написана Боттичелли для украшения боковой стенки свадебного сундука, кассоне. В соответствии с гуманистическим мировоззрением, от союза Венеры и Марса (любви и борьбы) рождается Гармония. Бодрствующая Венера и погруженный в глубокий сон Марс символизируют идею триумфа любви, торжества мира над войной.
Рождение Венеры (1484–1486, Флоренция, галерея Уффици) продолжает тему Весны. Миф о Венере, рожденной из пены морской, соответствовал эллинистическим воззрениям круга Лоренцо Великолепного. Морские волны выносят на берег огромную раковину, похожую на раскрытый нежный цветок со стоящей в ней обнаженной, хрупкой богиней с задумчиво печальным лицом. Зефиры, стремительно парящие в воздухе, подгоняют раковину к берегу, осыпают ее цветами и колышут золотые пряди волос Венеры. Нимфа спешит накинуть на нее пурпурное, развевающееся от дуновения ветра, покрывало. И в Весне, и в Рождении Венеры линия – мощное средство эмоциональной выразительности. В облике Венеры сочетается чувственная красота и возвышенная одухотворенность. Ее облик – достижение великой гармонии,он считается одним из самых прекрасных поэтичных женских образов в мировом искусстве.
В 1485 Боттичелли создает Мадонну с младенцем между Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом (Берлин, Государственный музей), написанную для алтаря капеллы в церкви св. Духа во Флоренции, позже Мадонну с гранатом (1487,Флоренция, галерея Уффици) для зала аудиенций во дворце Веккио, Благовещение (1489–1490, Флоренция, галерея Уффици) и Величание мадонны (Мадонны дель Магнификат) (1483–1485, Флоренция, галерея Уффици).
В 1490-х у художника нарастают пессимистические настроения. Смерть Лоренцо Великолепного (1449–1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452–1498), которым сочувствовал Боттичелли, – все это произвело переворот в его сознании. Тоска, безнадежность читается в картине Покинутая (ок. 1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете. На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств. Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: Оплакивание (1495–1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Клевета (ок. 1495, Флоренция, галерея Уффици), сюжетом для которой послужило повествование римского писателя 2 в. до н.э.
В 1491 Боттичелли участвует в комиссии по рассмотрению конкурсных проектов оформления фасада собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В 1496 он пишет Св. Франциска для спальни монастыря Санта-Мария ди Монтичелли. В 1492–1500 он создает цикл иллюстраций к Божественной комедии Данте, где каждой песне посвящен один рисунок. Рисунки на больших листах пергамента исполнены в тонкой линейной манере (Берлин, Гравюрный кабинет государственных музеев; Рим, библиотека Ватикана).
В 1501 завершает работу над Рождеством (Лондон, Национальная галерея) – единственным произведением, датированным и подписанным самим Боттичелли. В картине совмещены сцены «Рождества» и «Поклонения волхвов». В 1504 входит в комиссию художников, которой было поручено выбрать место для установки статуи Микеланджело Давид.
Боттичелли умер 17 мая 1510. Похоронен он на кладбище церкви Всех святых во Флоренции.
В творчестве Боттичелли находят яркое воплощение черты возвышенной поэтичности, утонченности, изысканности, одухотворенности, красоты. Он считается одним из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. Поэтичность и одухотворенность его картин раннего и зрелого периода перерастают в поздних работах в трагическое мироощущение и болезненную надломленность.
Нина Байор
Смирнов Н. Мир поэзии и красоты. Журнал «Художник», 1968, № 5
Дунаев Г.С. Сандро Боттичелли. М., Изобразительное искусство, 1977
Данилова И. Боттичелли. М., «Изобразительное искусство», 1989
Боттичелли. М., Международная корпорация УЛИСС, 1993
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»