Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЧЕКРЫГИН, ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ЧЕКРЫГИН, ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1897–1922), русский художник, самобытный представитель символизма в русском изобразительном искусстве, главный вдохновитель общества «Маковец». Родился в городке Жиздра (Калужская губерния) 6 (18) января 1897 в семье приказчика. Семья вскоре переехала в Киев. В 1907 поступил учеником в иконописную школу при Киево-Печерской лавре. В 1910–1914 занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Вместе с Л.Ф.Жегиным путешествовал по Западной Европе (1914). Участник Первой мировой войны (1915–1916).

Также по теме:
АВАНГАРД РУССКИЙ
АВАНГАРД РУССКИЙ

В годы ученичества в Москве примкнул к футуризму. Стал (вместе с Жегиным) первым иллюстратором В.В.Маяковского (поэма Я!, 1913). Со временем отошел от крайних форм авангарда, отдав предпочтение символизму; стремился к органическому синтезу классики и новаторства, равно как и к обновлению традиций религиозного искусства. Два импульса явились в данном плане решающими. В смысле формы – опыт ренессансной живописи, в первую очередь живописи Тинторетто и Эль Греко. В смысле же содержания – учение Н.Ф.Федорова, его «философия общего дела», с которой Чекрыгин познакомился в 1921. Идеи Федорова о всеобщем воскрешении мертвых как верховной творческой задаче человечества легли в основу мечты художника о «соборе воскрешающего искусства». Этой мечте подчинена главная его работа, огромный цикл рисунков Воскресение (прессованный уголь, 1921–1922, Третьяковская галерея, Москва, и Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва), созданный как совокупность эскизов для украшения воображаемого «собора»; весь род людской, восстав из мертвых, начинает «переселение в космос». Масштабный «фресковый» драматизм роднит эти вещи с другими графическими циклами этих лет (Восстание, Оргия, Голод в Поволжье).

Также по теме:
ФУТУРИЗМ
ФУТУРИЗМ
Также по теме:
МАКОВЕЦ
МАКОВЕЦ

В 1922 принял активное участие в организации общества художников «Маковец», одноименного журнала, а также программной для общества выставки «Искусство – жизнь». Ранняя смерть мастера (он погиб 3 июня 1922 года, попав под поезд около станции Мамонтовка Московской области) сгустила романтический ореол вокруг его наследия.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

В.Н.Чекрыгин. Рисунки (каталог). М., 1969

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Астрономия

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Неизвестные подробности

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет