Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЭРЬЗЯ, СТЕПАН ДМИТРИЕВИЧ

ЭРЬЗЯ, СТЕПАН ДМИТРИЕВИЧ (наст. фамилия Нефедов) (1876–1959), художник, скульптур, представитель русского модерна.

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

Родился в селе Баево (Алатырский уезд Симбирской губернии, ныне Мордовия) 27 октября (8 ноября) 1876 в мордовской крестьянской семье. Для псевдонима взял имя одной из этнографических групп своего народа. С 1890 учился в иконописной мастерской в Алатыре, расписывал храмы в Симбирской и Казанской губерниях. Приехав в Москву, занимался в Строгановском художественно-промышленном училище (1901–1902) и Училище живописи, ваяния и зодчества (1902–1906), где одним из его наставников был С.М.Волнухин. В 1906–1914 жил и работал в Италии и Франции, вновь в Москве, с 1918 – на Урале, преимущественно в Екатеринбурге, а в 1921–1925 – в Новороссийске, Батуме и Баку. Затем вернулся в Москву.

Типичные для модерна мифологические темы сочетались в его творчестве с произведениями и замыслами в духе революционной «монументальной пропаганды» (задуманный в уральские годы проект грандиозного памятника В.И.Ленину из скалы). Выехав в 1926 в командировку в Париж, остался за границей, поселившись в Буэнос-Айресе (1927).

В Аргентине нашел свой «фирменный» материал – крайне твердые древесные породы квебрахо и альгарробо, для обработки которых Эрьзя сконструировал специальную машину. Старался стилистически обыгрывать фактуру древесины, корни и наросты, иной раз оставляя их в виде «фантазий», т.е. чисто природных фрагментов. Особенно удавались ему символически-обобщенные портреты и женские образы (Бетховен, 1929; Дочь инков, 1941; оба – в Русском музее; Старик-мордвин, 1944, Картинная галерея, Саранск). И в Латинской Америке выдвигал идеи «горы-монумента» – к примеру, проект монумента героям войны за независимость Х. де Сан-Мартину и Б.О'Хиггинсу в Андах (1940-е годы), но реализовать их так и не удалось.

Написав письмо И.В.Сталину (1947), получил разрешение вернуться в СССР и привезти на специально зафрахтованном пароходе огромное число своих работ. По возвращении жил в Москве. Наиболее полное собрание его работ хранится в Мордовской картинной галерее в Саранске.

Умер Эрьзя в Москве 24 ноября 1959.

Также по теме:
Живопись и ГрафикаСкульптура

Литература:

Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Спорт

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Страны мира

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет