Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ФЕЙЕРБАХ, АНСЕЛЬМ

ФЕЙЕРБАХ, АНСЕЛЬМ (Feuerbach, Anselm) (1829–1880), немецкий художник, соединивший в своем творчестве черты романтизма и раннего символизма.

Также по теме:
ЖИВОПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ
ЖИВОПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ

Родился в Шпайере (город на Рейне, в те годы принадлежавший Баварии, ныне – земля Рейнланд-Пфальц) 12 сентября 1829 в семье археолога А.Фейербаха, брата философа Людвига Фейербаха. Учился в академиях художеств Дюссельдорфа (1845–1848; у В.фон Шадова), Мюнхена (с 1848; у Б.Генелли) и Антверпена (1850). В 1851–1854 занимался в мастерской Т.Кутюра в Париже; испытал также влияние Г.Курбе и Э.Делакруа. С 1855 по 1873 жил в основном в Риме, а с 1876 – в Венеции.

Начинал как портретист, обращался к восточным мотивам (серия полотен на темы Западно-восточного дивана И.В.Гёте, начало 1850-х годов), написал немало итальянских пейзажей. В 1860-е годы окончательно определилось главное русло его творчества – историко-романтические полотна и идеализированные портреты-типажи (Пир Платона, 1868–1869, Кунстхалле, Карлсруэ; ряд образов известной римской натурщицы Нанны Ризи). Постоянные реминисценции классической античности и Ренессанса с годами все чаще превращались у Фейербаха не столько в исторические иллюстрации, сколько в олицетворения Искусства, Жертвенности, фатального Рока, «золотого века» (Смерть Данте, 1858, Картинная галерея, Шпайер; Орфей и Эвридика, 1869, Государственные музеи, Берлин; Ифигения, 1870, Музей собрания О.Рейнхардта, Винтертур; Поле блаженных, 1877, там же). При этом прежняя эмоциональная живописность его письма вытеснялась более гармонически-строгой, но достаточно колористически насыщенной и исполненной большого внутреннего драматизма манерой.

Также по теме:
СИМВОЛИЗМ
СИМВОЛИЗМ

Его значительный талант монументалиста проявился в первую очередь в станковых картинах (к примеру, в Ифигении, наиболее известном полотне Фейербаха); собственно же архитектурно-монументальные работы мастера с их ренессансно-барочной патетикой (композиции на сюжеты истории музея для Германского национального музея в Нюрнберге, 1878) сравнительно второстепенны. Огорченный резкой критикой его Падения титанов (1874–1879, плафон для здания Венской академии художеств, где он в эти годы преподавал), Фейербах вновь уехал в Италию.

Умер Фейербах в Венеции 4 января 1880. Немалый исторический интерес представляют его письма и дневник, на базе которых была посмертно издана книга Завещание (1882).

 IGDA     АНСЕЛЬМ ФЕЙЕРБАХ. ИФИГЕНИЯ, 1870

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Мастера искусств об искусстве, т. 4. М., 1967

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»
Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Древний мир

Пройти тест

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Государственные флаги

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет