Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ФОНВИЗИН, АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ

ФОНВИЗИН, АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ (1882/1883–1973), русский художник, один из наиболее самобытных мастеров, вышедших из круга «Маковца», корифей акварельной живописи.

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

Родился в Риге 30 декабря 1882 (11 января 1883) в семье лесничего немецкого происхождения (поэтому первоначально подписывал свои произведения «фон Визен»). Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1902–1903) у М.П.Клодта и В.Н.Бакшеева, а затем в частных академиях в Мюнхене (1904–1906). Был дружен с М.Ф.Ларионовым и одно время творчески близок ему. Преподавал в изостудии Пролеткульта в Тамбове (с 1918) и художественном техникуме в Нижнем Новгороде (1923). С 1927 обосновался в Москве. Был членом объединений «Маковец», «Общество московских художников» и АХРР.

Примкнул к обновленному символизму «маковчан», однако был равнодушен к религиозной теме, предпочитая мир поэтических видений и грез. С конца 1920-х годов перешел почти исключительно к технике акварели. Свободные, вибрирующие мазки, сильно разжиженные, «текучие» краски, просветы белого фона (порой цветной бумаги) – все это слагается у мастера в мир зыбких феерий, сосредоточенных вокруг образов цирка и музыки (многолетние серии Цирк и Песни и романсы). Символизм с его лейтмотивом искусства как вселенской тайны преобразился здесь в камерно-лирический экспрессионизм в духе «тихого искусства». Со времени эвакуации в Казахстан (1943), где он начал писать цикл Караганда, Фонвизин все чаще обращался к пейзажу. На выставках же официально отчитывался портретами актеров, большей частью актрис (Д.В.Зеркалова, 1940, Третьяковская галерея; серия Актеры театра имени В.В.Маяковского, 1944, – в собрании театра), – впрочем, и эти более академичные композиции выделялись своей легкой и игривой живописной маэстрией.

Также по теме:
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

Успешно выступал и как художник книги – иллюстрации к 1001 ночи (1932), Немецкой романтической повести (1936), Руслану и Людмиле А.С.Пушкина (1945) и др.; исполнил цикл рисунков к сказке Э.Т.А.Гофмана Крошка Цахес (1937, частное собрание, Москва), который, однако, остался неопубликованным.

Умер Фонвизин в Москве 19 августа 1973.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Загянская Г.А. А.В.Фонвизин. М., 1970

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Наше кино

Пройти тест

Африка

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Спорт

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет