ФРАНЦУЗСКАЯ КЕРАМИКА
ФРАНЦУЗСКАЯ КЕРАМИКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе – в 18 в.
Глиняные изделия.
Французы называли итальянские изделия, покрытые оловянной поливой, «email de terre» (керамическая эмаль), поскольку с ними могли конкурировать только лиможские эмали. Однако после 16 в. замечательные французские гончары фактически превзошли итальянцев. Французские средневековые изделия почти не отличались от продукции других стран Европы. В конце 15 в. в Авиньоне, Бове и Совиньи появилась великолепная, покрытая белым ангобом керамика. Она имела хорошие пропорции и украшалась серо-голубым рельефным декором, но никогда не достигала художественных эффектов итальянской майолики.
С конца 14 в. для производства изразцов для отделки французских дворцов и церквей нанимались итальянские и испанские гончары. В 1391 герцог Бургундский послал за итальянскими мастерами с тем, чтобы они изготовили расписные изразцы для его дворцов в Эдене, Appace и Пуатье. В 16 в. Франциск I нанял итальянцев для перестройки Фонтенбло; это принято считать началом французского Ренессанса. В конце того же столетия Лодовико Гонзага Мантуанский стал герцогом Неверским, и итальянские керамисты сопровождали его во Францию. Мастера Гамбен и Тардессир из Фаэнцы работали в Лионе в 1556. Квалифицированные французские керамисты, особенно Бернар Палисси, изучили и стали широко использовать итальянские методы.
Работы Палисси и Анри Дё считаются самыми замечательными произведениями керамического искусства Франции 16 в. Изделия Анри Дё сформованы из темно-желтой трубочной глины, имеют сложную композицию и орнаментированы узорами из переплетающихся полос, инкрустированных желтой, рыжевато-коричневой или синей глиной. Покрытые свинцовой глазурью канделябры, солонки, чашки, кружки, блюда и бокалы для святой воды в целом соответствовали вкусу того времени, однако часто бывали излишне вычурными.
Большинство изделий Палисси украшены так же необычно, но более натуралистическими мотивами: ранние произведения – гротескными изображениями русалок, ящериц, улиток, листьев, танцоров и насекомых, а более поздние – теми же сюжетами, осмысленными в классическом духе. Все они отличаются высококачественной глазурью и непривычными цветовыми сочетаниями.
На протяжении пятидесяти лет после смерти Палисси в 1589 в роскошной французской керамике продолжали отражаться итальянские влияния. В 1632 семья итальянских керамистов в Невере изготавливала керамику (иногда полихромную, иногда сине-белую), напоминающую позднюю итальянскую майолику. К 1632 в Невере работали четыре керамические мануфактуры; немного позднее декор в «персидском вкусе», непохожий на рисунки лиможских эмалей, вытеснил итальянскую манеру. На неверских имитациях фаянса Дельфта, Руана и Мустье появилась белая роспись со штрихами позолоты по синей глазури, белый декор по желтой глазури, к которому нередко сверху добавлялся синий, и полихромный декор по белой оловянной поливе.
В Руане керамическое производство существовало не так долго, как в Невере. Однако некоторое время в середине 16 в. Массео Абакен и другие гончары изготавливали для замков Луары изразцы, напоминающие итальянский фаянс. Затем, вплоть до 1644, в Руане не возобновлялось сколько-нибудь значительное производство, пока Никола Пуарель, Сир де Гранваль, не получил привилегии на изготовление фаянса для всей Нормандии. Он продал эту привилегию Эдме Потрá и его сыну Луи, которые превратили Руан в новый центр производства замечательного французского фаянса. Они изготавливали необычно крупные изделия, отличавшиеся ярким красным цветом, и, кроме того, пытались имитировать китайский фарфор. Из этих экспериментов возникла французская «мягкая паста».
В 1709 король Людовик XIV приказал конфисковать все столовое серебро. Вследствие этого фаянсовые сервизы стали пользоваться таким огромным спросом, что вызвали к жизни массовое производство продукции со стереотипным декором. В росписи этих изделий фигуративные изображения были вытеснены ламбрекенами (орнаментальный мотив барокко) и фестонами, окаймлявшими края тарелок и блюд, в центре которых помещалось изображение корзины цветов или что-либо подобное, – мотивы, типичные для нового, строго симметричного стиля, далекого от натуры.
Эта руанская фаянсовая посуда иллюстрируют основную тенденцию французского декоративного искусства начала 18 в. Ткани, кованые металлические решетки, переплеты, инкрустированная мебель и керамика благодаря использованию общих для всех этих видов декоративно-прикладного искусства мотивов стали тесно связаны между собой одним стилем и общей художественной концепцией. Нормандская керамика особенно широко заимствовала орнаментальные мотивы (в основном рисунки ламбрекенов и фестонов) из гравюры и родственных ей видов искусства и почти полностью исключила природу как источник вдохновения. В двадцатые годы 18 в. керамист Гийибо ввел в употребление восточные декоративные мотивы, а позднее стал использовать некоторые орнаментальные композиции, например рог изобилия, из рисунков Ватто, Буше и Пиллемана.
К 1722 в Руане работало одиннадцать фаянсовых мануфактур, нарушивших монополию Потрá, а к 1786 их число увеличилось до восемнадцати фабрик, на которых трудилось около 1200 рабочих; в результате руанское производство затмило даже Париж. Однако мода на фаянс неожиданно сменилась увлечением английскими керамическими изделиями, и к 1807 остались лишь четыре фабрики, подражавшие английским образцам.
Успех Руана стал причиной учреждения фаянсовых мануфактур по всей Франции. Мануфактура в Сен-Клу получила заказ на обеспечение сервизами королевских дворцов. В конце концов это привело к появлению всемирно известного мягкого фарфора. В Мустье фабрики изготавливали фаянс еще в 1679. Поначалу они имитировали итальянскую майолику, но позднее их собственному прекрасному стилю стали подражать фаянсовые мануфактуры Южной Франции.
Одним из наиболее значительных центров керамического производства был Страсбург, где в 1720 на небольшой фабрике работал Шарль Франсуа Ханнонг из Маастрихта. В следующем году он уже владел этой фабрикой, которая в 1732 перешла к его сыновьям. Ханнонги имитировали сине-белый руанский фаянс и, кроме того, применяли технику многоцветного «индийского» декора и украшали изделия множеством великолепно раскрашенных цветочных узоров. Эта фабрика прославилась уникальным малиновым цветом своих изделий. Роспись наносили поверх оловянной глазури и повторно обжигали в муфельной печи, работающей в условиях очень низких температур; в результате получались изделия, напоминавшие расписной фарфор, и в конце концов этот метод вытеснил более раннюю технику фаянсовой подглазурной росписи. Позднее Пауль Ханнонг экспериментировал с фарфором, соперничая с королевской фарфоровой фабрикой в Венсенне. Фабрики в Нидервиллере, Люневиле, Со, Марселе, Сенсени и Лилле имитировали технику изготовления фаянса, разработанную Ханнонгами.
В 1786 импортная английская керамика, называвшаяся «тонким фаянсом», была принята средним классом с таким восторгом, что это побудило французских фабрикантов добавлять к глине каолин и смешивать ее с кварцевым щебнем. В результате этой отчаянной попытки имитировать английскую посуду получились белые керамические изделия, которые даже не нуждались в оловянной глазури. Их можно было украшать рисунками, отпечатанными с медных пластин, или росписью, с последующим обжигом. В качестве топлива применяли уголь, а не дрова. Производство этой керамики было намного более экономичным, чем технология фаянса; такая керамика изготавливалась в Дуэ. К 1800 производство фаянса значительно сократилось, поскольку богатая новая аристократия предпочитала фарфор.
Фарфор.
Существует три вида европейского фарфора: фарфор восточного типа, прозрачный, твердый и стекловидный; костяной европейский фарфор, в глиняную массу которого добавлены жженая бычья кость и песок; и более сплавленный, типа мягкой пасты, такой, как фарфор Медичи, получивший особое распространение во Франции на протяжении 17 в., до того, как в Мейсене открыли секрет твердой пасты. Мягкий фарфор поддавался гравированию, но меньше, чем твердый, подходил для изготовления крупных предметов. Однако мануфактуры мягкого фарфора во Франции были столь хорошо защищены покровительством королевской власти, что их очаровательные изделия смогли достичь высокого художественного уровня.
Самые ранние попытки производства фарфора к северу от Альп были предприняты в Руане. В 1673 прославленный изготовитель фаянса Луи Потрá получил «привилегию» на производство стекловидного фарфора. Он выпускал солонки, горчичницы и большие вазы, расписанные синими узорами наподобие декоративного оформления руанского фаянса. После смерти Потрá в 1696 его мануфактура пришла в упадок, когда в 1700 король Людовик XIV стал покровительствовать производству подобных изделий в Сен-Клу. Именно там начался расцвет европейского фарфора 18 в. Мануфактура в Сен-Клу до своего окончательного закрытия в 1773 выпустила огромное количество особенного французского фарфора, всегда желтовато-белого, с чистой, гладкой и исключительно яркой глазурью. Ранние образцы украшались рельефными изображениями веток цветущей сливы, в подражание дальневосточному белому фарфору. Другие восточные мотивы исполнялись в технике подглазурной росписи синей краской; бордюры тарелок нередко украшали рисунками, напоминающими старинный руанский фаянс. С исторической точки зрения мануфактура Сен-Клу интересна масштабом своего производства, а также тем, что это была первая фарфоровая фабрика, которая процветала под непосредственным покровительством двора.
Шантийи.
В изделиях фабрики в Шантийи, работавшей в 1725–1789, в полной мере проявилась склонность французов к сдержанной и уверенной манере декора. Фабрика была основана герцогом де Кондé, который имел собственную большую коллекцию японского фарфора стиля какиэмон, послужившего образцом для многих изделий Шантийи. Живые птицы, цветы и насекомые тоже служили моделями для необычайно красочных композиций; иногда монохромные цветочные узоры выводились рыжевато-красным цветом по желтоватому фону. Столовые сервизы с мягкой синей подглазурной росписью пользовались наибольшей популярностью, так же, как и посуда с имитацией декора изделий из твердой пасты Мейсена и Севра. В конечном счете продукция этой фабрики утратила оригинальность; ее главная заслуга состоит в введении стиля какиэмон в европейский фарфор.
Меннеси-Виллеруа.
Около 1748 Сир де Виллеруа основал фабрику Меннеси-Виллеруа, которая сначала подражала фарфору Мейсена и Сен-Клу. Позднее были изобретены более оригинальные рисунки цветов и птиц, которыми украшали рукомойники, миски, шкатулки и другие предметы, популярные не только во Франции, но также в Швеции и России.
Венсенн – Севр.
По своему значению мануфактура Венсенна, которая начала действовать в 1738, намного превосходила другие французские фарфоровые фабрики. К 1745 эта мануфактура производила самый качественный полуфарфор и получила королевские привилегии. К 1750 там трудились сто работников: одиннадцать формовщиков, семь изготовителей ручек и носиков сосудов, десять модельщиков, десять живописцев и сорок шесть женщин, которые вручную выделывали фарфоровые цветы для украшения многочисленных декоративных предметов в мейсенской манере. Эти цветы составляли основную часть продукции венсеннской мануфактуры и изготавливались в большом количестве по заказам короля, королевы и мадам Помпадур.
В 1753 под угрозой наплыва немецкого фарфора венсеннская мануфактура перешла под личную опеку короля, что обеспечило ее успешное развитие. В 1756 король перевел мануфактуру в роскошное новое здание в Севре, городке, расположенном между Версалем и Парижем, где благодаря бесперебойной работе производство значительно увеличилось, и продукция мануфактуры получила новое имя.
Образцы венсеннского периода заметно отличаются от тех, что сделаны в Севре. В Венсенне работали мастера из Сен-Клу, воспроизводившие «белые изделия» китайского типа, и художники по фарфору из Шантийи, копировавшие известные рисунки стиля какиэмон и красные «индийские» цветы на желтом фоне. Мейсенские цветы из твердой пасты имитировались в мягком фарфоре; из них состоял знаменитый зимний сад мадам Помпадур. Венсеннской мануфактуре была предоставлена особая монополия на золочение. Большой популярностью пользовались тарелки, украшенные крупными золотыми точками, напоминавшими шляпки гвоздей. Сюжетная роспись, высоко развитая в Севре, в Венсенне еще была редкой. Обе фабрики применяли в качестве основного фона «bleu de roi» («королевскую синь»), «rose-Pompadour» («розовый помпадур») и чудесный приглушенный бирюзовый цвет. Возможно, эти краски появились благодаря деятельности лаборатории химиков во главе с Гелло, написавшим в 1753 книгу о своих опытах с керамическими красителями. Севрские художники уступали венсеннским, зато севрская фарфоровая масса чрезвычайно хорошо принимала цвет благодаря очень тщательной обработке изделия. Изготовление фарфоровой массы, обжиг изделий и глазирование проходили несколько этапов. Стадия, предшествующая окончательному обжигу фарфора, – бисквит. Довольно скоро открыли, что бисквит обладает особой холодной красотой, и стали использовать его для изготовления статуэток, особенно в эпоху классицизма. В период расцвета стиля рококо художник Буше делал эскизы и модели фигурок, особенно детских, по которым изготавливали бисквитные статуэтки и миниатюрные скульптурные группы; в 1754 они вошли в моду благодаря тому, что мадам Помпадур приобрела восемь таких статуэток для своей коллекции.
Лучшие произведения Севрской мануфактуры были созданы между 1756 и 1770; в этот период фабрика пользовалась услугами лучших ученых и художников того времени. Знаменитому ювелиру Дюплесси, который в Венсенне создал большие, почти гротескные вазы с украшениями в виде слоновьих голов, были отданы на попечение севрские формовочные мастерские. Скульптор Фальконе стал главой скульптурных мастерских, а Башелье – художественным директором всего производства. Производство приобрело огромные масштабы; некоторые из лучших произведений использовались в качестве дипломатических подарков, большое число изделий предназначалось для двора. Фабрика имела собственные торговые помещения, а ее продукция в конечном счете продавалась у всех парижских торговцев произведениями искусства. Стиль севрских изделий был безупречен, и даже большие столовые сервизы отличались строгим единообразием и постоянством. Поскольку Севрская мануфактура использовала только мягкую пасту, крупные вазы и предметы, сделанные Дюплесси и другими мастерами, должны были быть толстыми, чтобы не ломаться. С внедрением твердого фарфора большие севрские изделия стали более легкими и изящными.
Секрет состава твердой пасты был предложен Севру Паулем Ханнонгом еще в 1753, однако король решил, что его цена чересчур завышена. Кроме того, Ханнонгу не могли гарантировать наличия во Франции необходимых залежей каолина. В 1760 каолин низкого качества был обнаружен близ Алансона. Наконец в 1768 были открыты знаменитые залежи каолина близ Лиможа, и к 1772, спустя примерно шестьдесят лет после того, как Бёттгер изобрел твердый фарфор в Мейсене, он начал производиться и в Севре.
В 1800 Севрская мануфактура, пережившая революцию, попала под управление Броньяра, в руках которого она оставалась последующие сорок семь лет. Броньяр был в большей мере ученым, чем художником. Он прекратил использование мягкого фарфора и занялся усовершенствованием состава твердой пасты. С художественной точки зрения мануфактура пришла в упадок, хотя изготовленные в эпоху Первой империи колоссальные вазы внушали благоговение почти всей Европе.
Лимож.
Первая фарфоровая фабрика в Лиможе была основана в 1771. После открытия огромных залежей каолина близ Сент-Ирье к 19 в. там работало сорок подобных фабрик. Во второй половине 19 в. Лимож стал одним из самых крупных в Европе центров производства фарфора. Лиможский фарфор не отличался никакой особой оригинальностью или качеством; это был просто предмет широкой торговли.
Закат французской керамики.
Для понимания причин упадка французского керамического искусства, особенно фарфора, необходимо рассмотреть различия между периодом, который закончился правлением Людовика XIV, и временем, которое началось с Наполеона I. В эпоху стиля рококо повсюду применялась фарфоровая раковина как декоративный символ времени, олицетворяющий ритм, изящество и капризность восемнадцатого столетия. Когда с приходом Наполеона во Франции и во всей Европе утвердился ампир – рациональный, строгий, классицистический стиль, раковина уступила место новым символам, равно как фарфор перестал быть материалом, наиболее соответствующим духу времени. Золото и серебро больше подходили для прославления личной власти Наполеона. Ему было неведомо присущее 18 в. чувство формы и грации; понимая, что изысканные статуэтки и утонченная роспись по фарфору вряд ли могут прославлять его могущество и власть, Наполеон приказал Севрской мануфактуре изготавливать огромные, монументальные, обильно позолоченные вазы.
Это изменение стиля позднее было закреплено и усилено механизацией производственного процесса. В 1798 в Париже состоялась первая Промышленная выставка, которая дала Наполеону возможность представить народу награбленные сокровища. Кроме того, были показаны более ранние изобретения, которые могли способствовать изготовлению большего количества товаров для большего числа людей, причем подчеркивались объем и дешевизна продукции. Для большинства французов доступность этих товаров была совершенно новым явлением; когда в 1849 фабриканты устроили собственные промышленные выставки, широкая публика была довольна. Однако вскоре эстетическая непривлекательность массовой продукции вызвала волну возмущения, и художники-керамисты попытались возродить свое искусство и полноту его форм. В 1849 появились французские керамические музеи и оживился интерес к старому фаянсу. Керамисты, такие, как Ависсо, Барбизе и Улисс, пытались имитировать старинные неверские изделия, а также глазури и скульптурные формы Палисси. Шапле ввел технику «pate-sur-pate» («тесто на тесте»), представляющую собой метод построения декора в низком рельефе последовательным наложением слоев цветных глин. Кроме того, ему впервые удалось имитировать прекрасные китайские пламенеющие глазури. Делаэрш, Лашеналь, Дальпейра и Доа последовали его примеру. Изделия Доа были знамениты украшениями в виде голов животных, посуда Даммуза – слоями глазури в технике «pate-sur-pate», а Ленобль покрывал свою керамику ангобом, очень жидкой глиной, по которой затем можно наносить гравированное изображение.
Теодор Дек, возможно, был самым выдающимся из французских керамистов-экспериментаторов того времени. Начав в качестве управляющего фабрикой облицовочных плиток, позднее он основал школу росписи по керамике; Дек передал своим ученикам глубокий интерес к дальне- и ближневосточному керамическому искусству. В 1887 он принял управление Севрской мануфактурой. Лишь немногие фабрики механизированного производства могли использовать труд художников-керамистов; Севр, свободный от конкуренции благодаря постоянным субсидиям, мог позволить себе экспериментаторство, в то время как конкурирующие фабрики сосредоточились на выпуске массовой продукции.
Парижская международная выставка 1867 показала, что мода на искусственный, манерный и претенциозный дизайн керамики начала иссякать. Простые, спокойные, асимметричные цветочные узоры на японском фарфоре произвели глубокое впечатление как во Франции, так и в Скандинавии.
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»