Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГАРТМАН, ВИКТОР ЭДУАРД

ГАРТМАН, ВИКТОР ЭДУАРД (1834–1873), русский архитектор, представитель «русского стиля» внутри романтического историзма.

Также по теме:
АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА

Родился в Петербурге 23 апреля (5 мая) 1834 в семье чиновника-француза (позднее к имени прибавил отчество «Александрович»). Занимался в Академии художеств в качестве «вольноприходящего» ученика (1852–1861), затем работал помощником своего дяди, архитектора А.Гемильяна. В 1852–1868 как «пенсионер» Академии посетил Германию, Швейцарию и Италию.

Вернувшись в Россию, показал себя одаренным сценографом, оформив оперы Руслан и Людмила М.И.Глинки и Вражья сила А.Н.Серова (обе – в Мариинском театре, 1871). В том же году в связи с начавшимся строительством Политехнической выставки переселился в Москву. Активно сотрудничал с абрамцевским кружком и журналом-увражем «Мотивы русской архитектуры» (1874–1880), которые ознаменовали выход «русского стиля» на новый, более «демократический» или, по декоративно-пластическому характеру, фольклорно-«крестьянский» этап. Стал (наряду с И.П.Ропетом) одним из самых ярких и авторитетных представителей «неорусской» стилистики. Известнейшей его работой является «Студия» (мастерская) в Абрамцеве (1872). По проекту Гартмана возведена Мамонтовская типография в Москве (обе – 1872). Наиболее живописные его произведения – павильоны Всероссийской мануфактурной выставки в Петербурге (1869), Военный павильон и Народный театр (вероятно, первое в России здание сборно-разборного типа) на Политехнической выставке в Москве, а также подмосковная дача Мамонтова в Кирееве (поселок, со временем исчезнувший; существовал на месте современного Ленинградского шоссе в районе Химок; все – 1872) до нас не дошли. Органичней всего его идеи, развивающие характерные мотивы народных вышивок и резьбы по дереву, воплощались именно в деревянных постройках. В изданном В.В.Стасовым альбоме Образцы русского орнамента (1872) гартмановские проекты такого рода воспроизведены наряду с узорами крестьянских полотенец из собрания зодчего.

Умер Гартман в Кирееве 23 июля (4 августа) 1873. Вошел также в историю русской музыки, поскольку посмертная выставка его рисунков и проектов (1874) вдохновила М.П.Мусоргского на написание знаменитых Картинок с выставки.

Также по теме:
Архитектура

Литература:

Мутья Н.Н. Творчество В.А.Гартмана (автореферат). СПб, 1999

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест

Литературная викторина

Пройти тест

Африка

Пройти тест

Животные

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет