Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГИБЕРТИ, ЛОРЕНЦО

ГИБЕРТИ, ЛОРЕНЦО (Ghiberti, Lorenzo) (1378–1455) – крупнейший скульптор эпохи Возрождения, живший во Флоренции, один из основоположников скульптуры Ренессанса, открывший новый этап в развитии итальянской скульптуры.

Также по теме:
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Лоренцо Гиберти родился во Флоренции в 1378. Он учился у своего отчима Бартолуччо Гиберти, золотых дел мастера, в юности занимался ювелирным искусством, живописью. В 1401 во Флоренции был объявлен конкурс на украшение бронзовых дверей баптистерия Сан Джованни, находящийся рядом с собором Санта Мария дель Фьоре. С трех сторон баптистерия располагаются ворота. Южные ворота создал Андреа Пизано (ок. 1290–1349), и основной их темой были Жизнь Иоанна Крестителя и аллегории Добродетелей. Из представленных на конкурс семи работ на сюжет Жертвоприношение Авраама жюри выделило две работы, исполненные Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески (1377–1446). Оба автора показали себя новаторами в скульптуре: большое внимание они уделили изображению обнаженного тела, передаче движения, использовали мотивы античной классики. Но Брунеллески предельно драматизирует изображение, показывая движения и жесты предельно экспрессивно. Рельефы Гиберти спокойнее, он уделяет внимание нюансам моделировки, отделки деталей, объединяет фигуры с окружением. Его рельефы обладают единством всех элементов композиции, правдивостью деталей, техническим совершенством.

Заказчики отдали предпочтение работе Гиберти (см. также БАПТИСТЕРИЙ), и его ворота сегодня считаются одним из величайших шедевров итальянского искусства эпохи кватроченто. В выполненных им северных дверях баптистерия (1403–1424) Гиберти композиционно повторяет работу Пизано. 28 небольших рельефов заключены в обрамления готической формы. На 20 из них показаны сцены из Нового Завета, на остальных - Евангелисты, Учителя церкви. Между полями рельефов проложены декоративные гирлянды, на пересечении которых в высоком рельефе даны головы: портреты учеников Гиберти, его близких, среди которых и его автопортрет. В рельефах прослеживаются черты готики: удлиненность фигур, условный изгиб, текучая плавность складок одежд. Но эти черты сочетаются с поисками нового пространственного решения, живостью повествования. Работы по изготовлению дверей длились почти 25 лет. За это время мастерская Гиберти стала школой для поколения художников и скульпторов (Паоло Уччелло (1397–1475), Донателло (1386–1466)).

Гиберти также выполнил несколько бронзовых скульптур для церкви Ор Сан Микеле, они размещены в нишах: статуи Иоанна Крестителя (1414), Св. Матфея (1421), Св. Стефана (1425–1426).

Наиболее прославленным произведением Гиберти являются вторые, восточные, двери баптистерия, обращенные к входу в храм, известные как Райские врата (1425–1452). Рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета. Десять больших квадратных рельефов, в которых иногда объединяются несколько эпизодов. Гиберти достигает слияния фигур, пейзажа, архитектуры, создавая иллюзию глубины, пространства, в котором группы фигур свободно расположены среди пейзажа и архитектурных строений, образуя с ними единый ансамбль. Для усиления пространственного впечатления он повышает рельеф фигур переднего плана, постепенно смягчая их контуры по мере удаления в глубину. Тающие дали, воздушность, игра светотени напоминают эффекты живописи (живописный рельеф). Более богатым становится декоративное обрамление: растения, зверьки, портреты участников работы, небольшие ниши с фигурами ветхозаветных персонажей (см. также СКУЛЬПТУРА).

Гиберти создал несколько бронзовых гробниц (надгробие Леонардо Дати (1423–1427) в церкви Санта Мария Новелла), бронзовые раки с мощами мучеников, обрамил золотом большую сердоликовую гемму, некогда принадлежавшую императору Нерону, изготовил митру из золота, жемчуга и драгоценных камней для папы Евгения IV (1431–1447).

Гиберти, один из самых образованных людей своего времени, он написал «Комментарии» (1447–1448) – первую известную нам автобиографию художника Возрождения, которая сопровождалась сведениями об истории искусств, теории пропорций, перспективы.

Умер Гиберти во Флоренции 1 декабря 1455.

Нина Байор

 IGDA     ЛОРЕНЦО ГИБЕРТИ. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

Также по теме:
Скульптура

Литература:

История зарубежного искусства. М., «Изобразительное искусство», 1984
Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. «Художник», 1989, № 10
Флоренция. Город и его шедевры. Флоренция, CASA EDITRICE BONECHI, 1994
История мирового искусства. БММ АО, М., 1998

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Африка

Пройти тест

Ирак

Пройти тест

Страны мира

Пройти тест

Спорт

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет